Православие и современность. Электронная библиотека-Архиепископ Андрей (Рымаренко)-Единое на потребу (сборник проповедей)-©

Вот что значит вера! Где же обрести эту веру? Только в Церкви. Апостолы, плывя в лодке по послушанию Христову, несмотря на бурю, не усомнились. Лодка их имела борты, которые защищали их от напора волн, имела дно, которое отделяло их от водной стихии, имела и руль, направляющий ее. Так и корабль церковный имеет все нужное для переплытия житейского моря, через бури его, к другому берегу Вечной Жизни. Как в лодке дно является основой ее, так и в Корабле Церковном основою является учение Христово, указывающее путь к жизни через Заповеди Блаженства: нищета духовная, плач о грехах, то есть, покаяние, кротость, алчба, жажда правды, милосердие, чистота сердечная, миротворчество, страдание за правду, — вот основа Корабля Церковного. А борты Его — это правила Апостольские. Это все то, что Христос передал Своим Апостолам, и что большею частью опять таки основано на Священном Писании, а частью хранится в сокровищнице Церковного Предания. А какое же сокровище везет в себе этот Корабль Церковный? Это семь таинств церковных, которые все имеют основание в Священном Писании. Книга Деяний Апостольских повествует нам о рукоположении иереев и диаконов, — отсюда наше Таинство Священства. В первом явлении Своем по Воскресении Христос дунул на Апостолов и сказал: "Приимите Духа Святого... Кому отпустите грехи, тем будет отпущено". Вот основа Таинства Исповеди. Слова Христа на Тайной Вечери: "Сие творите в Мое воспоминание..." и все те главы от Иоанна, где говорится о Хлебе Жизни, — установление Таинства Причастия. Поучение Апостола Павла об отношении мужа к жене — говорит о святости Таинства Брака. В книге Деяний даются указания о помазании болящего маслом и о молитве веры за него. Так и все таинства, И еще: все церковные установления идут от Самого Господа. Вот и в сегодняшнем Евангелии говорится о необходимости поста и молитвы. И говорит это Христос Своим ученикам. В Церкви Православной нет ничего придуманного людьми, добавленного, но нет ничего и убавленного, сокращенного из учения Господа Иисуса Христа и Его Апостолов.

Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Ведь другой соборной и апостольской церкви и нет на земле.

Будем же беречь наш Корабль Церковный. Не будем никогда покидать Его. В нем для нас все есть. Есть и эта вера дивная, которая и горами двигает, а с такой верой ничего не будет невозможного. И проведет Он нас через бури житейские, и приведет нас к берегу Жизни Вечной.

11-я Неделя по Пятидесятнице

Страшную картину рисует нам Евангелие сегодняшнего Воскресенья. Начинается оно следующими словами: "Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Среди этих рабов был один, который задолжал Государю огромную сумму. Сумма эта была так велика, что он при всем своем желании никогда бы не смог ее выплатить. Выход был один: Государь мог продать его, его жену, детей и все, что он имел. Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: "Государь! Потерпи на мне, и все тебе заплачу". Государь умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг ему простил. Слышите: не отсрочил выплату долга, не уменьшил его, а все, совсем, навсегда простил. Будто бы и ничего не было, все осталось по-прежнему. Началась новая, спокойная жизнь, как прежде. Даже лучше: теперь раб тот знал своего Государя: он видел в нем любящего Отца, а работать для такого Отца — ведь это блаженство.

И вдруг произошло нечто ужасное: раб же тот вышел, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему совершенно ничтожную сумму, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне все, что должен. Государь его, узнав об этом, разгневался и отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

Вот так и мы. Мы все получили от Господа, но оказались неоплатными должниками. И мы просили прощения и получили его. И Господь нас принял в Свою Семью — Церковь Христову, и в ней мы можем переплыть это бушующее море жизни нашей, как в безопасном корабле. Корабль имеет все необходимое, чтобы защитить плывущих в нем от водной стихии: имеет крепкую основу, дно, борты, паруса, весла, руль. Так и Церковь Христова имеет и руль, которым управляет ее божественный Кормчий, наш Господь Иисус Христос, имеет и паруса, весла — это божественные таинства, имеет и крепкую основу — заповеди Христа, из которых главная — это любовь. И если мы будем блюсти эту главную Его заповедь — любовь, то мы будем в Семье Его, т. е. в Церкви и будем радоваться. Сколько Господь говорил об этом в своей прощальной беседе с учениками: "Сие есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас", (Иоан.15:12) "Сие заповедаю вам, да любите друг друга", (Иоан. 15:17). Да, невозможно быть в Церкви и не пребывать в Любви Его. Быть в Церкви Христовой возможно только при соблюдении Его главной заповеди, той заповеди, которая легла в основание всей Его Церкви, которая есть благоухание Христово, — а заповедь эта — любовь.

И как тот несчастный раб потерял все: и прощенье Господне, и освобождение от всего долга, и возвращение свободы себе и жене, и детям, — все что получил... потерял в Один Момент: в тот страшный момент, когда он не простил должнику своему, так и мы можем потерять все: и прощение, которое мы получили в таинстве исповеди, и ту благодать, которую мы получили в Таинстве св. Причастия, — в один момент: в тот момент, когда мы не простим должнику нашему.

Дай же Бог, чтобы такой момент не наступил для нас никогда. А потому, будем же ради своего спасения, своего собственного благополучия и благополучия наших ближних от всего сердца прощать нашим должникам. И будем радоваться, что у нас есть такие должники, потому что только прощая им их долги, мы можем доказать Господу, как дорого для нас Его прощение. И еще будем радоваться, потому что ведь Господь наш прощает нам огромное, а все, что мы можем простить ведь так мало и так ничтожно. Будем же радоваться всякий раз, когда мы говорим в Молитве Господней: "И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим".

12-я Неделя по Пятидесятнице

"Напоминаю вам, братья, Евангелие, которое я благовествовал вам, и в котором утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я преподал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам то, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что Воскрес в третий день, по Писанию. И что явился Кифе (то есть Петру), потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братьям в одно время; потом явился Иакову, также всем Апостолам, а после всех явился и мне, как некоему извергу, говорит Апостол Павел, ибо я наименьший из апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию. Ко Благодатью Божьею есть то, что есть".

Видите, какое апостольское чтение святая Церковь избрала нам на сегодняшний день для того, чтобы утвердить нас в определенном настроении, которое должно быть у нас по ряду того чтения Евангельски-воскресного, которое служит для нас опорою, утверждением нас в состоянии того, что мы живем здесь временно. А мы боремся против этого понимания, мы не хотим и думать об этом, но ведь это факт. Да, наша жизнь — это 70 лет, если в силах 80 лет, а дальше — труд и болезнь. А сколько бывает трагических случаев, когда Господь пресекает земную жизнь и в юные годы, и даже в детстве.