Православие и современность. Электронная библиотека-Архиепископ Андрей (Рымаренко)-Единое на потребу (сборник проповедей)-©
17-я Неделя, о Хананеянке
Итак, Евангелие прошлого Воскресенья говорило нам, что талант, это та Сила, которую Господь дает нам для исполнения Его заповеди Любви к Богу и ближнему.
В сегодняшнем же Евангелии святая Церковь показывает нам применение этого таланта на деле, в жизни. Талант дан нам для исполнения заповеди, а грех препятствует нам исполнить заповедь. Наступает борьба, и в ней мы приобретаем свойства Христовы.
Сегодняшнее Евангелие и показывает одно из таких свойств. Это — глубочайшее смирение Хананеянки.
Мать просит об исцелении дочери. Она кричит вслед за Господом: "Помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется". Смотрите, как Господь ее испытывает. Сначала Он не отвечает ей ни слова. Даже ученики не выдержали. Они, приступивши, просят Его: "Отпусти ее, потому что кричит за нами". А Господь тут уж не только продолжает не обращать на нее внимания, а просто отталкивает ее. "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева".
Не бывает ли и с нами так? Сначала Господь как бы не слышит нашей молитвы, а потом через обстоятельства нашей жизни как бы отталкивает нас. И как многие из нас уже тут прекращают свою молитву. Не так Хананеянка, Она, подошедши, кланяется Ему и говорит: "Господи! помоги мне". А Господь? Он прямо сравнивает ее со псом: "Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам". Уж ниже и невозможно поставить человека. Но она соглашается. "Так, Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их".
И тут совершается победа смирения, тут рушится призрачная стена между Господом и Хананеянкой. — "О женщина! велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему"! И исцелилась дочь ее в тот час. "Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их".
Эти слова женщины прошли все века, дошли до нас, до сегодняшнего дня, и дают надежду всем, кто уже не имеет никакой надежды. От нас зависит воспользоваться ими, или пренебречь ими. Сможем ли мы смириться как смирилась эта жена? Талант нам дан, а раз так, то значит, — да, сможем! Нам только надо захотеть принять эту меру смирения.
Братья и сестры! Давайте же примем их! Тогда и услышим ответ Господа: "Да будет тебе по желанию твоему!"
18-я Неделя, о чудесном улове рыбы
Позапрошлое воскресенье Святая Церковь предлагала нашему вниманию притчу "О талантах". Талант—это та сила, которая дается нам Господом для исполнения Его заповедей о любви к Богу и ближнему. Прошлое же воскресенье показало нам применение этого таланта к жизни. — У одной матери бесновалась дочь. Мать бросилась ко Христу: "Помоги!" А Христос молчал. Тогда апостолы стали говорить Христу, указывая на нее, на эту Хананеянку. Христос же им ответил: "Ведь я пришел к детям. Нехорошо взять хлеб у детей и бросить его псам". Тогда Хананеянка закричала: "Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их". Тут в ее сознании получилось полное смирение, и в ответ на это глубочайшее смирение Господь сжалился над нею и сказал: "О, жено, велика вера твоя! Да будет тебе по желанию твоему".
А вот сегодняшнее Евангелие о чудесном улове рыбы показывает нам, как тот же талант, по выражению Евангельскому, "употребленный в дело", то есть, примененный к жизни, проявляется в безусловном послушании и доверии к слову Господа и дает плод веры. Что же такое вера? В чем заключается процесс веры? Ответ на это и дает нам сегодняшнее Евангелие.
Христос проповедует на озере Генисаретском. Вот кончилась проповедь. Две лодки стояли у берега. Христос проповедовал на одной из них. Тут Он обращается к Апостолу Петру и говорит: "Отплыви на глубину и закинь сети". Петр отвечает: "Учитель, мы целую ночь трудились и ничего не поймали". А ведь апостолы были опытные рыболовы, знали законы моря: — уж если в ночь рыба не поймалась, то днем ни за что улова не будет. И Петр говорит это Христу. Но, добавляет: "по слову Твоему закинем сети". И закинули. И чудо совершилось. Лодки настолько были переполнены рыбой, что начинали тонуть. Тогда Апостол Петр падает к ногам Спасителя и говорит: "Отойди от меня, Господи, яко грешен есть".