Kniga Nr1435
______________________
Там же и на следующих страницах 8, 9, 10 и 11 указан нами взгляд церковный (а он и истинно христианский, библейский, евангельский) на развод, на необходимость целомудрия супругов и не супругов, на причины, повреждающие закон и тайну брака, между прочим, и на необузданную страсть к плотским наслаждениям, каковой страсти г. Розанов, своими статьями, которые именно и побудили нас написать сей отпор, дает ныне такую широкую дорогу, все малейшие затруднения на которой, препятствия и стеснения, ему желательно устранить, даже постановлением (как сильно желает этого г. Розанов!) гражданской и церковной власти. А между тем, обе эти власти всегда утверждали, утверждают и будут утверждать, что супружество имеет важное значение по отношению к Провидению Божию, к семейству и к Государству, что брак как супружество, освященное св. таинством церковным, на вступивших в такой, Богом благословенный, союз налагает полноту обязанностей, пренебрегать которыми уже никто не имеет права.
Бог, сотворив первых человеков, им самим и их потомкам* вверил дальнейшее произведение людей на свет, вверил как бы продолжение Своего творческого действия. Какой великий дар!** И можно ли дерзновенно принимать его без особенного благословения*** Божия? Можно ли вступать без благословения от Бога**** в этот союз, который есть великая тайна, по подобию таинственного соединения***** Христа с Церковию (Еф. V, 29 и 30).
______________________
* Ну, так им, а не вам? Вамто откуда взялись? Посылая в мир апостолов, от миссии которых идут все ваши задачи и прерогативы в мире, Спаситель сказал: "Идите и благовествуйте царство небесное, хромых исцеляйте, слепым возвращайте зрение, прокаженных очищайте, везде благовествуйте лето Господне прохладное". Но о браке или расторжениях и заключениях его ничего не прибавил. Вот и "исцеляйте слепых", чем писать бессвязные статейки на тему, до вас вовсе не относящуюся (не передал этого вам Спаситель). Так что вы похожи на "посланника", который забыл "верительные грамоты". Таковых обычно посылают обратно, что здесь и приходится делать мне. "Пропуска" у вас, "паспорта", "документа" нет на все эти дела о "незаконнорожденности", и о "расторжении" браков, и о "препятствиях" к браку. В. Рв.
** А вы его оспариваете! Порицаете, поносите! Какой ужасный смысл имеет эта брошюра, какой здесь "памятник" лежит отношения к браку! В. Рв.
*** Да ведь в "благословении"то (в раю еще) и заключается "благословение"?!! А вы говорите: "Без благословения". Значит, вы кассируете то первое благословение Бога? Ужасная истина и состоит в том, что это в самом деле произведено вами. И когда то древнее благословение кассировано, затоптано, опозорено бранью тогда и выдвинулась такая особая необходимость в новом и личном каждому от вас благословении. Кто стал "на место Бога", чувствует ужасную в себе нужду. Вот мотив горячности автора: ибо если бы он не на одной этой 69й странице брошюры помнил, что "Богом великий дар чадородия благословен", то и в голову ему не пришло бы писать бестолковщину: "Дерзость есть без моего повторного благословения самонадеянно исполнять ранее благословенное Богом". В. Рв.
**** Да ведь оно было и остается, несчастный вы оппонент! Ведь вы против Бога и его благословения идете во всей этой брошюре! В. Рв.
***** Вот это давно бы надо заметить, что "единения пресвитера венчающего с четою венчаемою", конечно, не происходит, и никто этого не утверждает; между тем "тайною во образ соединения Христа с церковью" именуется в браке, конечно, какоето "соединение" же. Кого же? Да мужа и жены, "двух в плоть едину", как определил и Спаситель. Плод "единения Христа и церкви" есть душа возрожденная; и ему уподоблено "единение мужа и жены", рождающее младенца. Но между пресвитером и четою как нет "соединения", так ничего от них и не рождается. Неужели можно сказать: "Как Христос соединен с церковью, так пресвитер соединен с венчаемыми". А если нельзя этого сказать, то, очевидно, "тайна" и "таинство" лежит между мужем и женою, а не между ними и пресвитером. Но, конечно, мы этим не отрицаем венчание как благословение; и какой глупый или безумный станет бегать благословения. Разве в белой горячке. Однако иное отсюда выходит решение о тех, кои по нужде времени или обстоятельств не смогли благословиться. Они все же благословлены Богом и признаны (должны быть) человечеством. Речь и идет не об отрицании, а об ограничении и введении в русло претензий новых и неосновательных; дабы благословенно было благословение и алкалось человечеством, а не то, чтобы насильно навязывалось ему, а не успевшие его принять дабы наказывались. Есть исповедь: но если бы вы, встретя на Литейном мосту человека, схватили его за горло и сказали: "Не слыхал разве слов Иоанна Крестителя: покайтесь? Куда рыло гнешь, куда зенки смотрят, смотри прямо в глаза, отвечай: покаяние установлено? а ты, шельмец, идешь себе, песню напеваешь, пальто на тебе нарядное, когда Иоанн Креститель ходил в рубище. Но изречено: секира лежит при корне дерева, и я тебя, нераскаянную собаку, в тюрьму предварительного заключения, кстати, близко здесь, на самой Литейной". Конечно, это была бы весьма странная историческая разработка слов Иоанна Крестителя о покаянии. Между тем, точьвточь эти грубости мы имеем как разработку заповеди: "Плодитесь, множитесь". Ведь весь этот трактат А. Дернова направлен против детей, грозит им, их родителям. И самым заглавием как бы хватает на улице, обвиняет, требует. Получилось не благословенное благословение, не доброе, жесткое, суровое, гордое. В. Рв.
______________________
По свидетельству Священного Писания, брак установлен от Бога во взаимную также помощь, ободрение, утешение и благополучие* супругов (Быт. II, 18).
______________________