Kniga Nr1436

______________________

Не мы, конечно, будем спорить против этих святых истин*. Но наша речь  о г. Розанове. Эти ли истины следуют из его рассуждения и они ли в нем подразумеваются? Нет,  и если сам г. Розанов думает иначе, то, конечно, он ошибается. Напомним вновь, что он говорит о страсти, а не о разумном чувстве**  страсти же невозможно создать не только высоконравственных отношений в браке, но и самого брака***, как исключительной преданности одного  одной (и наоборот) и связи их на всю жизнь.

______________________

* Да что же такое вся брошюра, как не спор против "этих святых истин"?! В. Рв.

** "Разумное чувство" полового акта = "физическому отношению" (К. Сильченкова) не сотворяет: и из него вытекает дружба, а семьи, супружеской, детотворящей, не вытекает. В. Рв.

*** Просто  умора. Молодые люди встретились, понравились (основной факт), стали симпатизировать друг другу , ищут встреч, свиданий, жмут руки, сиянием взоров один другого приветствуют, целуются, прижимают к груди друг друга; ослабевают на них "кожаные одежды", символ греха Адама; опадают "лиственные препоясания", после греха потребовавшиеся: и теперь, когда они безгрешные слились безгрешно, конечно, с пламенным желанием и верою остаться верными друг другу всю жизнь, К. Сильченков восклицает: "Простое бесстыдство! плотская похотливость! не мое!! не от меня!! анафема". Но это  претензия на власть, а не разбирательство дела. Нет, сущность брака, от альфы до омеги его  в чудном, богоданном Бытии, на первой странице Завета Вечного, который мы грустно переименовали в "Ветхий", "постаревший". Отсюдато, в гармонии с браком Эдемским и таинственное обрезание, Аврааму данное: "Вот где и на чем полагаю Я завет Мой с тобою". Но как обрезание рухнуло, то в дыру, от него оставшуюся, и просунул плешивую свою голову и скопческую физиономию секретарь, чиновник, ритор, "к. сильченков" (с маленькой буквы) и сказал: "Да, уж теперь твердо: здесь  все мое, здесь ничего нет не моего; а обрезание  старая порнография и ваше бесстыдство, заслуживающее плетей". В. Рв.

______________________

Что это так  не подлежит сомнению уже по тому одному, что всякая страсть в существе своем есть грубое проявление эгоизма, чуждого мысли (тем более, что и самый разум страстью отрицается и упраздняется) о правах, нуждах и желаниях других. Не ясно ли противоречие страсти самой идее брака  идее жизни в союзе с другим * и  для другого? .... Уже это одно совершенно устраняет всякую правдоподобность мысли о страсти как основе непорочной семьи.

______________________

* Что за чепуха: да ведь "страсть" можно удовлетворить "только с другим" и ее излияние совершить "для другого". Брак потому и есть "союз двух", что страсть дву стороння, дву лична, дву телесна, дву пола, тогда как секретарь духовной консистории всю жизнь может прожить один, и никак из него "брака" не выйдет. В. Рв.

______________________

Правда, что та именно страсть, которая иными предполагается лежащею в основе брака, повидимому, совершенно чужда эгоизма*, представляет как бы прямое отрицание его, почему ей обычно и усвояется название любви,  священное имя, которое нигде так не опошляется, как в этом случае. Страстно влюбленный человек не забывает ли, повидимому, себя самого, не живет ли только другим, не пренебрегает ли всеми другими своими потребностями, интересами, нуждами? И сколько подвигов самоотвержения, беззаветной храбрости, бестрепетной решимости вызывает эта страсть,  говорят нам защитники ее. Каким могучим двигателем является она, поэтому, во всех областях духовной жизни человечества! Какие дивные цветы поэзии расцвели на почве ее, какими великими памятниками искусства обязаны мы ей!.. И проч., и проч.**

______________________

* Что за путаница: "Страсть есть грубое проявление эгоизма" и (через 10 строк) "страсть совершенно чужда эгоизма". И такто пишущие господа в самом начале заявляют: "Литература наша чрезвычайно обильна и обширна, и посему  говорить нечего, а так, мы только несколько слов промолвим" (см. начало брошюры). Между тем и прежде так и даже хуже писалось; но, заплесневев  получило важность, стало "исторично", "документально"  и подитека теперь, раздвиньте эту "святую старинку". В. Рв.