Kniga Nr1436

 Какой же,  говорю,  покой? если "хоть весь факультет"...

 Вы, сударь, молоды, а я сед. Принцип. Пусть семьи отдельные падают, но зато принцип семейственности как каменной твердыни  стоит. Fiat justitia, pereat mundus (Да свершится правосудие, хотя бы погиб мир (лат.)). Слыхали? Я тоже юрист. Еще Неволина слушал.

Позвонили. Вотвот войдет лектор.

 У нас семья не разлучается, даже при бездетности, с кем бы ни жила жена помимо мужа и с кем бы ни жил муж помимо жены. Раз. У нас семья не разлучается, если муж все время живет в другом городе и в другом царстве, чем жена. Два. Также если жена живет в другом полушарии, нежели муж. Довольны? Твердыня. Сталь.

 Ваше превосходительство, я плачу. Как же вы не видите, что семья у нас не только не крепко стоит, но что она даже и не начала строиться. Ибо по римскому праву matrimonium liberorum quaerendorum causa, a no Евангелию  "два в плоть едину". А тут разные города и даже разные полушария, и это не как случай, а как факт, предвиденный законом и заключенный в формулу семьи. Так что  что семья, что не семья  все равно. Мне кажется  скорей мы троглодиты... А г. Никольский поддерживает это троглодитство.

 Молодой человек...

 Ведь право же, даже в квартирантстве и нахлебничестве больше содержательности, ибо там  комната и стол, и это conditio sine que nоn (обязательное условие (лат.)) нахлебничества и квартирантства. Не могу же я считать хозяином своей петербургской квартиры ньюйоркского янки или держать у себя на хлебах в Петербурге бура, живущего в Трансваале. Так что тут есть нечто непременное, и закон о квартирах относится к некоторым непременным реальным обстоятельствам. Но в семье  и в этом и заключается роковой факт  нет вовсе никакого непременного содержания: ни детей, ни  супружества, ни даже соквартирантства; так что наши законы о семье собственно невесть о чем  законы. Зерна нет. И все похоже на ботанику о несуществующих растениях:

Это  обложка романса без слов, Это  на льду олеандры, как писал ЕмельяновКоханский или другой какойто декадент.

 Молодой человек...

 Факт семьи, напр. вашей счастливой и моей несчастной,  налицо. Но у нас каждый кует свое счастье, как умеет. Это  эмпирический факт. Цветок, выросший в пустыне. Но закон и законы русские тут ни при чем. И у лебедей, и у голубей есть пресчастливые пары. Но вот если случится несчастие, как с вашим губернатором, то законы только утопят получившего аварию. Так что в факте есть семья, но в законах нет семьи...

 Том о семейном праве... Устав духовных консисторий...

 Губят семью, как только она споткнулась. Дают больному чайную ложку arsenicum. Merci. Да, вот соткать семью, устроить голубиное гнездышко умеет только старый плутишка амур. Ведь согласитесь, что "Устав духовных консисторий" еще никого ни с кем не сосватал. Но на старого эллиноиудейского шалуна с розовыми щечками затопали своими сапожищами разные стряпчие. "Пошел вон, шельма! Пошел вон  плут! Ты нам мешаешь! Ты разрушаешь брак",  когда онто единственно его и устрояет, ибо он сватает, женит, выдает замуж, ейей все он!! Но амур утомился неблагодарностию христиан, поднял крылышки, уже поднял... и я страшусь, что улетит в небесную лазурь. Тогда мы останемся при мужицких сапогах, "Уставе духовных консисторий", стряпчих: но ни жениться, ни выходить замуж никто не будет...

 Я!..

Он даже ёкнул.