Kniga Nr1436

_______________________

По сему самому всякая неправильность, допущенная несознательно ли, или тем более сознательно, по отношению к этой тайне, к этому закону,  всякое нарушение* его,  должны естественно озабочивать всякого здравомыслящего человека,  тем более они должны озабочивать пастырей душ человеческих *.

______________________

* "Закон" есть "установленный" и "освященный Богом" (по А. Дернову), дабы "достигшие физической зрелости девицы " юноши сопрягались" (по нему же): итак: "неправильность" и "нарушение" начинается с момента, как в это Божие и вместе мировое "пусть", "да будет" вмешивается противоборствование: "Да не будет", "пусть остановится ". И весь доклад А. Дернова и есть "допущенная сознательно или несознательно неправильность в толковании этого закона". Собственно, тема его должна бы быть: "Пастыри, обсудим, как это множество детей, именуемых незаконными, и семей, так же именуемых,  перевести в состояние подзаконное?" Но этот вопрос и единственно возможная не кровавая тема даже не пришла ораторам и слушателям в голову, и незаметно они двинулись в кровавый путь, заканчивающийся Скублинскою или Масловскою: как течению детей от брака, течению "неизбежному", которое уже сейчас стремится по порогам, разбиваясь о них, вырыть пропасть, образовать водопад детской крови. Ибо они "изыскивают меры к устранению (уничтожению, разрыву) незаконных сожительств", а не к их урегулированию. В. Рв.

** Поразительно: о "душе " забота должна бы выразиться успокоением ее, утешением ей? Но какая же о "душе" будет забота, если, подойдя к незаконнородившей, сказать: "Ты вопреки моей распорядительности родила: итак, чтобы эта распорядительность хоть a posteriori была оправдана, оставь и того, от кого ребенок рожден, и самого ребенка скрой куданибудь, во всяком случае при себе не держи". Мне кажется, это  "попечение" не о "душе" женщины, а о "престиже" своей власти. Кстати, ведь родилато она, "достигши зрелости", о которой раньше неосторожно упомянул А. Дернов? В. Рв.

______________________

И мы видим и слышим, что достопочтенные пастыри приходских церквей нашей столицы заявили, что настоит существенная необходимость пастырям всей столицы обсудить вопрос: "О причинах распространения среди православных незаконных сожительств и о мерах к устранению сего зла". Чрезвычайная важность вопроса по самому существу его не представляет и малейшей возможности решить его единолично: сущность самого закона, о нарушении коего идет речь, причины такого или иного нарушения его, коренящиеся в семье, школе, в обычаях и навыках общественной жизни, в направлении печати, литературы, искусств, художеств, сцены, философии*  все это столь многоразличное и столь многообразное требует столько же многообразного и многоразличного, словом, всестороннего обсуждения со стороны собравшихся пастырей.

______________________

* Вот, сколько набрал. Хоть скромность заставляла бы прибавить: "и в нас, может быть, братия". Но это даже и на ум ему не пришло. А между тем решительно никто, кроме "братии", и не виновен в нелегализованности такого множества детей и семейств: ибо ведь не "школе же, обычаям, печати, искусству, сцене и философии" было доверено соблюсти и сохранить брак?! Но, видите ли: кому не было доверено  все виновны, а кому было доверено  один не виновен и начинает судить всех. Тароватый "хозяин". "У меня украли"... "Да тыто что же спал?"  "Отсчитывал деньги за венчание и клал в банк: да не дает больше 6%, а я хотел бы 8". "Смотри, деньги считаешь, а брак разбежится".  "Не уйдет. Рогатки приставлены: кто перепрыгнет  брюхо распорет; сколько детей и женщин уж висят, обмотавшись кишками, на моем частоколе! Так не знаете, куда на 8% положить"? Тут я не фантазирую. В объявлениях при "Церковных Ведомостях" банкирская контора Кутузова все 90е годы публиковала, что выдает за годовые вклады 8%. А когда в 1900 году она лопнула, то кн. Мещерский в "Гражданине" писал, что все ее эфемерное существование держалось на невероятной падкости батюшек к большому проценту. В. Рв.

______________________

Согласно поручению Совета Общества имею честь предложить вниманию достопочтенного собрания несколько мыслей, могущих послужить основою или исходною точкою для рассуждений по возбужденному вопросу.

При этом надобно предварительно сделать замечание о характере имеющих быть рассуждений в настоящем собрании.

Мы готовимся изыскать меры для борьбы* с известным злом. А борьба, разумно веденная, требует прежде всего изучения противника. Вне этого условия, победа  есть дело случайности, а не результат обдуманных, правильно примененных мероприятий, неминуемо ведущих к верному успеху**. Ясное понимание опасности составляет основание всех мер, содействующих уменьшению или даже и искоренению*** зла. А зло касается таких сокровенностей, которые человечество привыкло таить в продолжение тысячелетий, как не называемая, как pudenda,  т. е. которых должно стыдиться. Но ныне эти сокровенности с бесцеремонностию проявляются на виду**** у всех. Посему не сдержанным языком проповедника, не взвешенным языком пастыря пред паствою, а иногда бесцеремонноинтимным языком врача самых сокровенных болезней человечества придется рассуждать здесь, конечно, по возможности обходя слишком большие нескромности, называя их настолько, чтобы понять их, насколько нужно, но выставляя в ясности нелепые, невозможные проявления зла. Необычайные мысли и выражения будут раздаваться здесь не на соблазн коголибо, но для обличения зла и для предостережения нас самих  пастырей, если и мы повинны в попущении проявляющегося зла: мы будем бичевать и самих себя, чтобы с себя и начать искоренение зла*****.

_______________________