Kniga Nr1436

______________________

Ясно ли все ныне сознают, что закон Божий указывает только два состояния для совершеннолетних людей: девство  по природному расположению* или свободному подвигу для высших целей жизни и для более свободного служения спасению людей (Матф. 19, 12), или же законное супружество , заключаемое в свое время по слову Апостола: "Во избежание блуда каждый** имей свою жену и каждая имей своего мужа " (I Кор. 7, 2).

________________________

* Чудак. Так ведь очевидно  если родились дети (у "девицы", положим, или вдовы), то, значит, и не было в ней "природного расположения" к девству. А состояний только "по закону Божию  два": ну вот, она "и вступила во второе по закону Божию состояние". Это  ваша же терминология. Но вы, прописывая ей в паспорте "девица", явно вгоняете ее уже в не добровольный "подвиг для высших целей жизни", в каковом в сущности и секрет всего дела, всего доклада, всего несчастия и действительного развращения людей, ибо сей "подвиг для высших целей" есть гордость диавола, восставшего и научившего новым "яблоком" людей восстать против Бога и единственной Его невинному человеку заповеди: "множитеся и наполните землю". "Незаконнорождающие" суть то же в линии исполнения Ветхого Завета сейчас, что были скрывавшиеся в катакомбах в линии Нового Завета в I  III вв. по Р. X. Там  тайная вера под землей; здесь  тайное исполнение "под спудом", с горестнейшими последствиями, того, чего человек не может, очевидно, не исполнить; и не может потому, что волято на это  Божия (см. выше, в самом начале доклада, слова самого А. Дернова). В. Рв.

** Ну, вот! Чтобы избежать непотребства (домов терпимости) и тайных пороков, каждый, "достигнув зрелости" (см. выше А. Дернов),  и начинает с кемнибудь постоянно, связно, длительно, верно и целомудренно жить; а что вы с него срываете шапку и кричите "вор", то это такой же ложный крик, как иногда "пожар" в театре и даже, если принять во внимание детоубийство, от окриков происходящее, и притоны Скублинской  Масловской,  с теми же совершенно последствиями, как от нерассудительных или злых окриков в театре. В. Рв.

______________________

Вот два состояния в порядке земной жизни человечества, исключающие собой какойлибо возможный третий вид и в то же время оба объединяющиеся в одном высшем "духовном"* качестве, которое составляет венец, украшающий жизнь человека, и кое именуется целомудрием, ибо ни девство, ни супружество немыслимы без целомудрия . Духовная чистота сердца, которое есть исходище всей нашей духовной жизни, целомудренное направление ума, чувств и воли человека, проявляющееся в речах, во взглядах, в движениях, во всем поведении и настроении человека,  является необходимым условием достижения человеком последней цели земного бытия его: вечного лицезрения Бога. Итак, девство и законное** супружество тогда только имеют цену у Бога и у людей, когда они целомудренны. Особенная трезвенность ума, мыслей, чувств, желаний, особенная скромность и стыдливость, при которой невозможны со стороны других никакие речи легкого тона, вызывающие всегда страдание у таких людей, особая внутренняя привлекательность, чистота, стойкость, при которой подобные люди и помыслить не могут о какомлибо ложном шаге, отсюда всегда правота и в мыслях, и в действиях, и в отношениях к другим,  полное самоотвержение  вот необходимые условия того и другого состояния: девства и супружества.

______________________

* Поразительно: как только заходит дело о браке  мы ждали бы в дальнейшей речи о детях, игрушках, воспитании, заботах и радости около детей; но в богословской литературе этого никогда нет и, напр., самое упоминание о детях почти не встречается в суждениях о браке; зато "подымается другой рог": духовность. Сперва эта "духовность" мелькает как добавление, как привесок к браку: он  подлежащее, а "духовность" только определение, но скоро в дальнейших словах определение становится на место определяемого, кукушка ложится на место воробья, вытолкнув воробьиного птенца вон из гнезда: "духовность"  уже самостоятельна, и литература о браке странным образом направляется против детей, как явного и видимого разрушения духовности: она уже пылает, гневается, "духовность" кричит барином, поднимает бичи против детей. Но что тут "духовность" едет Чичиковым, видно из того, что ни при рассуждениях о приходе, об управлении, о клире, даже о монастыре  духовность вовсе не выдвигается, не становится подлежащим. В браке же она должна и "послана" съесть подлежащее; так сказать, не столько, чтобы лечь кукушкою в чужом гнезде, сколько чтобы опустошить его, столкнуть на землю именно "воробьев"  детей, воробья  супружество, воробья пол, "похоть очей" и пр., и сделать брак "ни от похоти мужские, ни от похоти женские", а за их неимением теперь, "от нашей власти и милостивого благоволения". В "пустом гнезде" теперь нет ни "первоначального закона", ни "Сам Бог благословил", ни "всякая девица и всякий юноша, достигшие зрелости": "кимвалы" прозвучали, сделали свое дело  привлекли публику: и когда занавес поднялся и открыл скопческое зрелище, то все эти медные трубы и барабаны, позаимствованные из старого и устаревшего завета, выбрасываются вон, в старый амбар, где хранится рухлядь Гомера, Митры и Авраама. В. Рв.

** Вот видите: Чичиков уже сел в бричку и от Манилова, хотя и плутая по дороге, направляется к Собакевичу. Сперва столкнуты из "гнезда" дети и супружество: но мы еще в "Маниловке" и слушаем сладкие речи "о целомудрии во взглядах, в движениях" и проч., как сущности супружества, равно, впрочем, и сущности девства. И когда сердце наше размягчено,  "барин" говорит: "Ну, дальше"  и везет нас к утверждению, что и целомудрие, и хорошие взгляды и речи встречаются только в тех семьях, которым он, Дернов, передал надлежащие документы для прописки в полиции. "Мертвые души" в кармане у спекулянта, и он мнит себя богатым и знатным собственником. Так обрабатывается дело, и получилось едва вероятное явление, что собственником и распорядителем судеб семьи и брака явилось во всей Европе лицо, принципиально и гневно, страстно ненавидящее как супружество in re , так и детей in re. В. Рв.

______________________

Девственник ли, супруг ли  но если он не ведет жизни чистой, целомудренной: он ведет жизнь распущенную, преступную.

Объединяясь в целомудрии, девство и супружество различаются в приложении к жизни людей. Девство  закон для немногих. Это особый дар благодати Божией, и дар редкий,  дар для достижения высшего евангельского совершенства. "Не все вмещают слово сие, но кому дано. Кто может вместить, да вместит " (Матф. 19, 11 и 12).

Все же прочие*, которые не могут вместить сего высшего дара, пусть живут, как Бог благословил** изначала. "В начале мужа и жену сотворил Бог, сказал Спаситель, да будут два одною плотию, и что Бог сочетал, того человек да не разлучает"... Эти слова Божий открывают нам всю святость брака, таинственный смысл которого указан был потом Духом Божиим в писаниях Апостола языков: "Брак есть великая тайна..."*** (Матф. 5, 46; Ефес. 5, 32).