Kniga Nr1436

 Отчего семья так мила у кошек, у слонов и у японцев?? И отчего она менее удалась у нас?

 Отчего о семье у нас так много анекдотов? Тогда как отвратительно рассказать в анекдотическом тоне даже о семье у кошки?

Вполне апокалипсично. "Чтото не так". "Запах гари слышим, пожара не видим". Но во всяком случае "неблагополучно"...

Вот об этом "неблагополучно" в Европе и написаны книги  как "В мире неясного и нерешенного", так  и "Семейный вопрос в России"... Что касается последней, то в ней семья рассмотрена под таким углом или держа в голове такие мысли, как этого вообще до сих пор не было в нашей и в европейской литературе, в христианской словесности... С тем вместе обе книги получают свое место собственно и в этой последней: в христианской словесности. Они являются реальною критикою, жизненною критикою в областях, до сих пор трактовавшихся или ограниченно, или историкоархеологически. Но есть, позволим выразиться, ноуменальная критика : показующая, что непременно гдето "горит", раз есть "запах гари"...

Однако старые времена более мягки, чем молодые времена. Приступая ко 2му и, без сомнения, последнему изданию при моей жизни "Семейного вопроса", мне хочется выразить надежду и даже крепкое упование, что, несомненно, наше доброе духовенство придет на помощь семье. Через годы, через 20 лет начнет "приходить" и через 50 лет "дойдет". Нужно сказать только одно предупреждение: семья есть институт настолько дорогой и всячески священный, что избави Бог чтонибудь в нем поколебать . Но суеверие заключается в том, что воображают, будто "дотронуться"  уже значит "начать колебать". Вовсе нет! Конечно нет!! Как же укрепить дерево в земле, если до него не "дотрагиваться"; как починить поломанный бурею забор, если опять до него не "дотрагиваться". Это  фетиш, языческое "табу", а не христианское твердое рассуждение. Всякая "несчастная семья" есть собственно поколебленный институт брака, поколебленный институт семьи,  и притом поколебленный не словесно, а фактически ; и "поправить несчастную семью" ("дотронуться")  значит укрепить институт брака и семьи . Вот отчего мною совершенно изменяется взгляд на развод: старый бессмысленный взгляд на него (родник его  в католичестве) видел в разводе единственное колебание брака, какое вообще есть и возможно, тогда как я рассматриваю институт развода как очиститель семьи и через это укрепитель ее здоровья, свежести и силы. Подробности  в книге... Взгляд этот на развод почти можно считать теперь принятым,  и сопротивление (к несчастию) единственно в духовенстве (Бог даст  одумается). Но возвращаюсь к нужному и необходимому тону в рассуждениях о семье. Итак, этот институт колебать  вообще страшно и преступно. Это значит колебать счастье человеческое, счастье нас всех. И это непременно произойдет, если кто станет говорить с внутреннею тайною мыслью : "Семьи и брака вообще не нужно ", "без них можно и обойтись ". Нет, "обойтись" никак нельзя, "обходится" только дурной, порочный. Всему доброму брак надобен. И вот раз есть эта мысль  уже с нею "дотрагивайся", видоизменяй, трудись около семьи и брака, и трудись  смел о. Все дело в добром намерении, в данном случае  в любви и уважении к предмету. Священнее семьи вообще ничего нет, священнее брака вообще ничего в человеческих делах нет. С этою мыслью: трудись, трудитесь. Сади, пересаживай, вводи нововведения, только бы "расцветала семья", были "счастливы люди".

Вот к этомуто, в особенности, я зову к старости наше доброе духовенство. Нужно все делать в совете с ним, но не покоряясь ему, не подслуживаясь к нему, но и с ним доблестно и прямо споря. Тон книги я, пожалуй, изменяю в том направлении, что мне не хотелось бы в чемлибо упрекать духовенство, тем менее  обвинять его, а только  ему сказать, что "мы все грешны " и "поправиться надо каждому ".

Ну, будем надеяться, что все придет в свое время...

1915 г.

В. Р.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ