Priest Vyacheslav Rubsky

Христос не называл Себя Богом. А если бы провозглашал, то как бы Он тогда уничижил Себя, приняв образ раба (Флп.2,7)? Своё Божество Он не выпячивает, а лишь прикровенно говорит о нём. В Ветхом Завете Сын называет Себя Богом: Я Господь, Бог Твой (Ис.48,16-17). Самоисповедание: Амос - я не пророк (7,14); Иоанн Креститель - спросили его: ... ты... пророк? Он отвечал: нет (Ин.1,21). И что же, они не пророки?

Отец Мой более Меня (Ин.14.28). Это Христос говорит о Своей человеческой природе. Начало стиха: иду от вас. Куда же Он идёт, если Я в Отце и Отец во мне (ст.10)? Христос сочетает в Себе 2 естества, поэтому как Бог, Он всегда в Отце (3,13), а как человек Он идет к Отцу на небо (небо - престол Мой (Ис.66,1). А иначе непонятно, почему ученики должны радоваться вознесению Христа к Отцу? Если Сын всегда менее Отца, то какое значение имеет Его вознесение? Не все ли равно Он останется меньшим? Отшествие Христа к Отцу полагает начало прославления человеческого естества. Этому и должны были возрадоваться ученики.

Бога никто не видел. Однако Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин.1,18). Во Христе мы видим Бога по Его человечеству. Ранее Господь являлся лишь в образах: 3 мужа Аврааму (Быт. 18гл). видел я Господа сидящего на престоле (Ис.6,1); Михей: я видел Господа сидящего на престоле Своем (3Ц.22.19); Видел я Господа стоящим над жертвенником (Ам.9,1). Видел я... воссел Ветхий днями, одеяние на нем было бело (Дан.7,9); я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя (Быт.32,30). Лишь в день Суда мы увидим Его, как Он есть (1Ин.3,2); теперь, мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу (1Кор.13,12); Иез. 1,26.

О дне же том… не знает Сын, только Отец (Мф.13.32). Бог часто ставит Себя в положение мнимого неведения с педагогической целью. Адаму: Адам, где ты? (Быт.3,9); Каину: где Авель, брат твой? (4,9). Молений Я не слышу (Ис.1,15) (Разве не слышит?). Иисус поступает также. Самарянке: пойди, позови мужа твоего (Ин.4.16), а затем Сам рассказал все о ее мужьях. Отец через Сына "веки сотворил" (Евр.1,2), т.е. времена и сроки. Сотворившему ли само время не знать о дне последнем? Здесь Господь также выставляет Себя "несведущим" промыслительно, желая показать, что не нужно человеку знать о сроках кончины мира. Откажись Он вовсе ответить, они отступили бы, но продолжали бы хотеть узнать. Позже Христос на прямой вопрос о дате резко отсекает дальнейшие расспросы, прямо сказав: не ваше дело знать, времена и сроки (Дн.1,7). А зачем сокрыл - см. Мф. 13,33-36.

Сын покорится… Отцу (1Кор.15.28). "Покорится" т.е. Тело Свое (Церковь) приведет к Отцу. А вы что, считаете, что Сын не всегда был покорен Отцу? При отрицании Троицы не ясно, Кто низложит всех врагов под ноги Свои (15,25)? В ст.25 - Сын, в ст.27 - Отец все покорил под ноги Его (Сына). Получается, что сила Божия во Христе не является Его силой, а силой Отца. Но это не так: от Божественной силы Его (Христа) даровано нам все потребное для жизни (2Петр.1,13). Поскольку Павел сказал о Сыне, что Он низложит врагов, то, чтобы не сочли Сына отдельным от Отца началом, пишет: да Будет Бог все во всем, тем подчеркивая единство Отца и Сына.

Воздвигнет пророка… как меня (Дн.3.22). "Как меня" - речь о служении. Христос и Моисей подобны по их служению (заключение Завета). Петр указывает на то, что Бог уже заключил Новый Завет, а прежний обветшал. Речь не о природе Спасителя, а о Его Новом Завете с человечеством, который был прообразован Ветхим Заветом; об этом см. ст.24-25.

Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим (Мф.20.23). Власть Сына награждать и наказывать абсолютна ибо Отец... весь суд отдал Сыну (Ин.5,22;2Кор.15,28). Весь! Именно Сын даёт награды и наказывает: Мф. 25,33-34; 41; притча о 10 девах (25,12); О высшей награде: апостол Павел: я более всех их потрудился (1Кор.15,1Ф), а значит, и венец получит высший, ибо каждый получит свою награду по своему труду (3,8). А венчает Христос: (2Тим.4,7-8;Тит.2,13). Удел каждого не зависит ни от Отца, ни от Сына. Если бы "дать сесть" принадлежало Отцу, то принадлежало бы и Сыну, ибо что творит Он, то и Сын творит также (Ин.5,19). Христос обещал апостолам борьбу и мучения, а награду обещать невозможно, ибо она еще не заслужена. Все зависит от самих апостолов. Он указал им путь к победе, но саму победу одержать должны они. Аналог: “распорядитель в боксе”. Если бы это зависело от Отца или Сына, то все получили бы венцы, ибо Господь любит всех без исключения (Мф. 23,37-38). Сядет справа кому уготовано Отцом Моим, т.е. кто достоин того Царства, что уготовано Отцем от создания мира (25,34).

Христу глава – Бог (1Кор.11.3). Речь о необходимости единства воли всякого мужа с волею Христа (1ст.) и жены с волей мужа по образу единства Христа с Богом. Если слово “глава” имеет в этих 3 случаях одинаковый смысл, то насколько всякий муж ниже Христа, настолько же и жена должна быть ниже мужа (т.е. беспрекословное рабство!). А это не по христиански!

Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? (Мф.27.46). это было ощущение богооставленности, которое Христос должен был испытать чтобы его исцелить. По естеству же Отец и Сын неразлучны: вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною (Ин.16,32). Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно (8,29). Разве распятие неугодно Отцу?

Почему Христос молился? По нескольким причинам. Во-первых потому, что этого от Него ждали. Марфа: знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог (Ин.11,22). И Христос ради них помолился: но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня (ст.42). Так и Отец говорит, прославил и еще прославлю... Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа (12,28;30). Христос многое делал для научения людей смирению: умыл ноги ученикам Итак, если Я, Господь и учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (13,14;15). Была ли необходимость в омовении ног апостолов? Нет! А было ли необходимо научить их смирению? Да! Так и молитва нужна для наглядного научения упованию на Господа. Если бы не молился Он при апостолах, они не попросили бы Его Господи! Научи нас молиться (Лк.11,1). Учитель научает не только словом, но и примером.

Во-вторых, почему Христос молился не при больших чудесах, а при малых? Если бы Он молился только ради помощи свыше, Ему бы следовало при всех чудесах молиться, как это делали пророки, или хотя бы при больших. Но Он не молился, показывая, что Сам имеет силу совершать чудеса. Так, благословляя хлебы при тысячах народа, Христос, воззрев на небо, помолился (Мк.6,41), а воскрешая мертвых (Лк.7,14; 8,54), прощая грехи, постановляя закон (Мф.5,28), заключая завет, Он не молится! А что труднее: совершить Суд, изгнать легион бесов, укротить море и ходить по волнам или умножить хлебы? Примечательно, что Господь. Сам изгнав без молитвы одной фразой, бесов, сказал затем: сей же род изгоняется только молитвою и постом (Иф.17,21). А Сам Сын Божий не нуждается в молитве или призывании имени Отца, как это делали апостолы, чудотворя именем Христа (Дн.3,6; 4,10;30; 16,8).

СВЯТОЙ ДУХ – БОГ

Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому... Ты солгал не человекам, а Богу (Дн.5,3;4). Разве не знаете, что вы - храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1Кор.3,16); Не знаете ли, что тела ваши сути Храм живущего в вас Святого Духа (6,19).

ДУХ ЕСТЬ ЛИЧНОСТЬ: Только к личности применимы выражения: Святый Дух ходатайствует, мыслит (Рим.8,26,27), живет (1Кор.3,16); знает (2,11); послал Меня Господь Бог и Дух Его (Ис.48,16); Одному дается духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом... Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1Kop.12,8-11). Если Ему как-то угодно, а как-то нет, значит Он рассудителен, а рассуждать может только личность.