Kniga Nr1443

- Конечно, хотел бы, — отвечает хозяин дома. — Но из какой вы компании? Вы что-то продаёте?

- О, нет! — отвечает женщина у дверей. — Мы — Свидетели Иеговы. Мы пришли сообщить Вам, что Библия предлагает нам надежду на скорые перемены к лучшему. Не хотели бы вы услышать об этом? Позвольте мне показать Вам, что сказано в книге пророка Исайи, глава...

Даже те, кто не знает о Свидетелях Иеговы почти ничего, обычно знают одно: что эти люди усердно трудятся на свою религию. В летнюю жару и в зимнюю стужу в двери наших домов раздаётся привычный стук. Свидетели парами шагают вверх и вниз по улицам, предлагая обитателям каждого дома литературу Сторожевой Башни. Часто можно услышать, как пасторы более традиционных церквей восхищаются усердием Свидетелей и высказывают желание, чтобы их собственная паства проявляла бы такой же энтузиазм в проповеди Евангелия и в поддержке церковных начинаний.

В 1988 году более трёх миллионов (около шести миллионов в 1998 г. — прим. ред.) Свидетелей Иеговы ежемесячно участвовали в проводимых организацией Сторожевой Башни проповеднических кампаниях. Каждый из них ежемесячно уделял проповеди почти девятнадцать часов в качестве личного вклада в этот труд. Кроме того, судя по цифрам, опубликованным в «Сторожевой Башне» от 1 января 1989 года, более четырёхсот тысяч человек ежемесячно отдавали все своё время проповеднической деятельности (за последние десять лет число полновременных проповедников среди Свидетелей Иеговы удвоилось — прим. ред.).

За исключением нескольких тысяч разъездных надзирателей и работников фабрики в Вефиле, никто из этих людей не получал зарплаты или какого-либо иного вознаграждения за свой тяжёлый труд. Более трёх миллионов человек работали за свой счёт. Они покупают огромные кипы журналов «Сторожевая Башня» и «Пробудитесь!» в местных Залах Царства и продают их людям по 25 центов за штуку. Книги покупаются в специальной комнате Зала Царства и перепродаются за один-два доллара. Полновременные «пионеры» покупают литературу со скидкой, но даже эти скидки составляют несколько центов и могут лишь немного возместить затраты на бензин и другие расходы. Особо удачным утром считается, когда Свидетель продаёт дюжину журналов и три книги, и даже тогда общая выручка составляет менее двух долларов и полностью тратится ещё до того, как группа останавливается, чтобы перекусить, а водитель дозаправит бензобак. Кроме того, любая прибыль, полученная в такое урожайное утро, усредняется за счёт потерь, понесённых в дни, когда не удавалось распространить почти ничего. Нераспроданные старые журналы раздаются бесплатно, и Свидетели Иеговы, которые уже заплатили за них, несут убытки (указанные выше цены приведены по состоянию на момент написания этой книги. С тех пор они, конечно значительно выросли — прим. ред.).

Итак, столь усердно трудиться на Сторожевую Башню Свидетелей Иеговы стимулирует отнюдь не материальная выгода. Что же заставляет их работать в любую погоду, неделя за неделей? Их усердие порождено четырьмя факторами:

(1) Свидетелей постоянно увещевают и подгоняют. На пяти еженедельных собраниях и в большинстве изданий для личного изучения — везде подчёркивается важность регулярного участия в проповедническом служении по домам. На собраниях постоянно говорится о том, почему эта работа важна, как выполнять ее эффективно, и какие достигнуты результаты. Свидетели «заводятся» на этих собраниях так же, как болельщики на трибунах во время решающего матча — только выглядит это гораздо благопристойнее. Атмосфера напоминает собрания сотрудников в компаниях наподобие «Гербалайфа», где удачливых продавцов приводят в пример остальным, чтобы настроить их на большее усердие. Неудача в выполнении установленной нормы расценивается как позор. Старейшины отводят отстающих в сторону, чтобы побеседовать, и приходят к ним домой, чтобы выяснить причину столь низкой активности. Не реже одного раза в месяц каждый Свидетель должен подавать отчёт о количестве часов, проведённых в полевом служении, о числе распространённых книг и журналов и т.п.

(2) Для членов организации существует особая награда в форме «больших привилегий по службе» или восхождения на следующий уровень местной иерархии. Порядок повышения в Зале Царства тесно связан с количеством часов «полевого служения», указанных в индивидуальном отчёте. Брат, который «ревностно служит», чаще уделяя время проповеднической деятельности, будет с большей вероятностью избран для ведения части собрания, или на служение, которое повысит его положение и престиж среди равных ему членов организации. Как только человек попадается на крючок и начинает ставить своё уважение к себе в зависимость от стандартов организации, возникает постоянное стремление достичь больших результатов, чтобы получить большие награды, которые раздаются по результатам работы.

(3) Руководители Сторожевой Башни убедили своих последователей, что от послания, проповедуемого Свидетелями, зависят человеческие жизни. Таким образом, участие в служении по домам с литературой Сторожевой Башни рассматривается как самый гуманный поступок, на который только способен человек. Люди должны «прийти к организации Иеговы за спасением» («Сторожевая Башня», 15 ноября 1981 г., стр.21), а как же они придут, если Свидетель не постучит к ним в дверь? Их надо достичь, иначе Бог уничтожит их в быстро приближающейся битве Армагеддон.

Считая, что своей работой они спасают жизни, Свидетели совершенно не беспокоятся, нарушая сон людей, отрывая их от еды, или приходя в другое неудобное время, чтобы проповедать своё послание. «В конце концов», — рассуждают они, — «если бы ваш дом был в огне, разве вам не хотелось бы, чтоб кто-нибудь прервал ваши дела сообщением об этом?» А руководители Сторожевой Башни играют на человеколюбии членов секты, призывая их достигать своих ближних спасительной вестью, пока не поздно.

(4) Помимо спасения вашей жизни, Свидетель Иеговы заинтересован в том, чтобы спасти свою жизнь. Ему снова и снова говорят, что для того, чтобы его считали Свидетелем, он должен активно и регулярно свидетельствовать — а Армагеддон переживут только Свидетели.

Свидетель Иеговы, который снизил свою активность, может ожидать встречи с одним из старейшин, которая будет проходить следующим образом:

Том, не зайдёшь ли в библиотечную комнату на минутку? Я хочу поговорить с тобой о чем-то важном.

- Да, брат Уилсон. Надеюсь, что я не сделал ничего плохого. — Том с трепетом отвечает на приглашение старейшины отойти в сторону для беседы.