«Как послал Меня Отец, так и Я посылаю Вас, Примите Духа Святого. Кому простите гpexи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Упоминание об этой двойной заповеди уместно именно в этом контексте. Нам дана власть прощать и оставлять грехи мира. Но разве мы способны на это? Ведь даже Иисуса обвиняли в богохульстве за прощение грехов. Ответ на это однозначен: «Дар Святого Духа придает нам силы». Нашими руками Бог возводит здание, основание которого заложил Иисус. В нашей жизни нашла свое отражение притча о блудном сыне и его старшем брате. Потому мы призваны возвещать миру о том, что Бог с радостным ликованием принимает грешников, предлагая исцеление. Но самонадеянно упорствующих в жестокости и алчности он отвергает, сокрушаясь об их непреклонности. Следовать за Христом в силе Святого Духа – значит нести в мир благую весть о прощении грехов, радостнее которой нет для нуждающихся в евангелии людей, и нести осуждение всем, кто пытается лишить человеческого достоинства себя и других, не желая покаяться в собственной гордыне, алчности и несправедливости.

Такая картина четко вырисовывается в результате краткого анализа служения Иисуса в Израиле и его проповеди Царства, о которых подробно говорилось в начальных главах этой книги. Решающий час пробил. Бог, как и обещал, взошел на престол и воцарился над миром. Изгнание закончилось. Зло потерпело поражение. Яхве вернулся на Сион. И прежде всего необходимо помнить, что все это произошло благодаря Иисусу. Бог исполнил свое обетование. Основание было заложено. Сад расцвел. Партитура окончена. Начала и силы, удерживавшие нас в своем плену, разгромлены. И им, и нам следует периодически напоминать об этом самим себе. Ведь если все не так, значит, Иисус умер напрасно. Наше призвание теперь – завершить строительство, возделать сад и исполнить сочинение великого композитора. Человечество томится в изгнании за пределами сада, за стенами дома. Вместо музыки его преследует оглушительный шум. Мы должны словом и делом возвещать людям о том, что изгнанию пришел конец. Всей своей жизнью проповедуя целительное прошение грехов, мы призваны смело действовать в мире силой Святого Духа. Как я уже отмечал, современное толкование притч Иисуса должно начинаться с размышления о том, что именно в нашем поведении может вызвать недоуменные и даже гневные вопросы окружающих, ответ на которые кроется в самих этих притчах?

Рискуя вторгнуться на незнакомую мне территорию, позволю себе, по крайней мере, в общих чертах наметить возможность практического применения вышесказанного. Представим, что вы работаете в области информационных технологий. Каковы направления развития вашей отрасли знаний? Что является его движимой силой; жажда власти или любовь к ближнему? Стремление к технологическому прогрессу или попытка со стороны обладателей информации возвыситься над теми, кто ею не владеет? Развивается ли данная область знаний в духе подлинно человеческих взаимоотношений, бережной заботы о мире и истинного поклонения, или же она формирует и поддерживает общество, где каждый обитает в своем собственном замкнутом мирке? Лютер определял грех как «homo incurvatus in se» – человек, погруженный в себя. Способствует ли область вашей деятельности утверждению подобных представлений или противостоит ей? Пусть у вас не всегда есть возможность изменить ход событий на своем рабочем месте. Если позволяют время и обстоятельства, вы можете предпринять отдельные шаги в этом направлении, однако это совсем не обязательно будет вашим призванием. Ваша задача – учиться жить по–другому, постепенно продвигаясь вглубь вражеской территории, символически указывая окружающим путь к преображению их человеческой сущности. Если ваше поведение покажется людям странным и непонятным, найдите способ по–новому рассказать им о возвращении человечества из долгого изгнания, и грусть евангельские истории послужат иллюстрацией к вашим разъяснениям.

Или, предположим, вы художник, музыкант или архитектор. Оставила ли самонадеянность модернизма след в вашей сфере? Или, возможно (и это более вероятно), в ней обнаруживается все признаки постмодернистского распада в мире, где все великие повествования и всеобъемлющие системы объявлены орудиями силового давления? Руководят ли вами люди, одержимые политической борьбой? Возможно, они отказываются признать в вас серьезного художника только потому, что вы не разделяете их убеждений? Вашим призванием может стать новое прочтение истории об искуплении, поиск оригинальных символов, которые напомнят изгнанникам о родине, о свободе, о возрождении опустевшего сада и восстановлении общего дома. Я знал одного молодого художника, ставшего христианином во время учебы в Оксфорде и заслужившего тем самым презрение своих наставников. К собственному удивлению, в качестве обратной реакции он начал писать иконы в стиле абстракционизма. Красота и глубина его произведений никого не оставили равнодушными. Мой знакомый скрывал от наставников свой истинный замысел до тех пор, пока они не выразили удивление и восторг переменами, вызвавшими у него новый прилив творческой энергии, плодами которого они не могли не восхищаться. И лишь после того, как они обратились к нему с вопросами о причинах происшедшего, он поведал им свою историю.

Такие примеры можно продолжать до бесконечно с пл. Желая следовать за Христом и преображать окружающий мир, нельзя ограничиваться привычными стереотипами. Аля эффективного служения на месте работы или учебы (остановимся пока на них) недостаточно иметь высокие нравственные принципы, как можно чаще говорить с людьми об Иисусе, молиться за своих студентов или вместе с ними, проявлять справедливость в выставлении оценок и говорить только правду. Все это жизненно важно, но от нас с вами требуется нечто большее. В рамках своей профессиональной деятельности мы призваны научиться различать в человеческих начинаниях приметы изгнания. С мужеством и смирением мы должны использовать доступные нам символы, дабы поведать окружающим о победе над злом, о приближении Царства Божьего в лице Иисуса – иудейского Мессии, и возрождении человечества. А затем будьте готовы рассказать людям историю, разъясняющую каждый из этих символов. Наша задача – всеми способами, практическими и символическими, через истории или ответы на конкретные вопросы возвещать о том, что миром правит Господь Иисус Христос, а не Цезарь, Маркс, Фрейд или Ницше, модернизм или постмодернизм. Говоря о евангелии, Павел, прежде всего, имел в виду не план спасения, а необходимость словом и делом проповедовать Иисуса Христа – Господа Вселенной, истинный свет мира.

Не сомневаюсь, что многим мои советы покажутся излишне идеалистичными. Молодые ученые мечтает о докторской степени, о рабочем месте и постоянной должности. Им хочется реализовать себя в профессиональном смысле, ведь они чувствуют в себе призвание к преподаванию, писательскому труду, управлению этой сферой жизни. Люди, трудящиеся в других областях, преследуют свои серьезные и достойные цели. Для их достижения необходимо вносить свой вклад в общее дело, соблюдая установленный порядок. Христианам вовсе не следует выделяться некой чудаковатостью и неприспособленностью к жизни, неизменно критикуя правительство и поступая вопреки общепринятым нормам и правилам. У некоторых, правда, это получается естественно, и они используют евангелие для оправдания собственного упрямства и высокомерия. Во всем надлежит руководствоваться мудростью. Есть время говорить и время молчать. Если какая–то специальность привлекла ваше внимание, значит в ней много здорового, ценного и достойного поддержки. Но обращаясь к Богу с молитвами о своей работе и разделяя с собратьями по вере главные символы Царства (я, конечно же, имею в виду таинства и истинно семейные взаимоотношения в среде Божьего народа), можно постепенно открывать для себя новые способы решения стоящих перед нами задач. Не пренебрегайте мелкими, но глубоко символичными действиями. Бог, конечно же, не требует от вас немедленного переустройства всего, что связано с вашим призванием и профессиональной деятельностью. Учитесь рассказывать людям о Божьем Царстве 1I символически воплощать его принципы в своей жизни. Пусть ваше поклонение, служение и отношения будут проникнуты духом истинной человечности. Церковь призвана являть истинное человеколюбие, привлекая к себе тем самым находящихся за ее пределами.

Подобно Иисусу, возвещавшему о приближении Царства, мы будем не только прощать, но и оставлять грехи ближних. В процессе служения нам придется напомнить людям, которые не желают отказаться от жестоких и разрушительных способов достижения своих целей, что они сами навлекают гибель на себя и свой мир. «О, если бы ты узнал, что служит миру твоему.'» – восклицал Иисус. «О, если бы вы узнали, что служит миру, мудрому правлению, справедливости, любви и доверию!» – приходится иногда символически и буквально говорить нам. Если же не узнаете, ваши начинания закончатся провалом. Я ни в коем случае не советую какому–нибудь аспиранту обратиться с такими словами к своему научному консультанту или комиссии по распределению. Не рекомендую также начинать с этого беседу с потенциальным работодателем. Существует реальная опасность того, что христиане, не желающие трудиться и основательно продумывать сложные вопросы, попытаются скрыть свою некомпетентность, с легкостью заклеймив своих учителей или руководителей, как грубых язычников, Такая оценка может оказаться вполне справедливой, однако не исключено и желание «отыграться» за свое ущемленное честолюбие.

Тем не менее, наряду с проповедью Царства и приобщением к новому, возрожденному человечеству, мы по–прежнему призваны нести свой крест. Эта малоизведанная грань служения – наша по праву учеников Иисуса. Желая воздействовать на окружающий мир, христианин не должен самонадеянно пытаться устроить его по собственному усмотрению. Нам предстоит разделить с миром его боль, чтобы распятая любовь Божья во Христе могла приблизиться и исцелить страждущие сердца. Иисус однажды взял наш крест, и потому нам не нужно вновь заслуживать прощение. Это уже свершилось. Но, по его собственным словам, желающие следовать за ним должны нести свой крест. Посему, повторяют авторы Нового Завета, продолжая строительство на основании, заложенном Иисусом, мы обнаружим, что вся наша жизнь несет на свое отпечаток креста.

Только нас совсем не устраивает такое положение дел, и мы всячески стараемся этого избежать. Подобно Иисусу в Гефсимании мы вопрошаем: Господи, пет ли иного пути? Я всегда был послушен тебе, за что же на мою долю выпали все эти несчастья? Ведь ты не хочешь, чтобы я так страдала» Иногда мы действительно слышим отрицательный ответ. Возможного, мы сбились с пути, и нам необходимо вернуться на верную дорогу. Но зачастую Бог повелевает нам оставаться в Гефсимании. Христианское свидетельство не имеет ничего общего с безразличием, соглашательством или воинственным пылом. Оно означает пребывание во Христе, в духе, посреди страждущего мира, пока Божья любовь не дарует последнему исцеление.

Такое понимание вещей имеет прочное новозаветное основание. В частности, в Рим. 8 Павел пишет о том, что все творение стенает и мучается. Чем же в это время должна заниматься Церковь? Самодовольно оставаться в стороне, повторяя про себя правильные ответы? «Нет, – говорит Павел, – мы сами стенаем, с нетерпением ожидая обновления и окончательного освобождения». Где же при этом находится Бог? Восседает на небесах, негодуя на нас за то, что мы не в состоянии навести порядок в своем мире? «Нет же, – повторяет Павел (8, 26–27), – Бог сам стенает и мучается вместе с Церковью посреди страждущего миpa». Дух Божий стенает внутри нас в молитве к Богу Отцу. Призвание христианина – пребывать в молитве, в Духе, там, где сосредоточена боль всего мира. Принимая такое призвание, мы понимаем, что в этом и заключается подражание Иисусу, неразрывно связанное с его мессианским призванием к кресту, на котором он держал в распростертых руках боль мира и любовь Бога.

Павел очень четко дает нам понять одно: молитвы избравших подобное призвание становятся «неизреченными». В них не обязательно должен содержаться глубокий анализ существующей проблемы и ее решения. Чаше всего это лишь вздох Божьего Духа, Духа распятого и воскресшего Христа. В такие моменты память о крестном подвиге облегчает боль страждущих. Музыка креста утешает их вестью о новом доме для изгнанников, в основании которого лежит крест.

Работая в правительстве, в области внешней политики, финансов, экономики или в деловом мире, вы не сможете не заметить царящих в мире боли и страха. Что происходит в юго–восточной Азии? Как нам вести себя на Балканах? Ожидает ли мировую финансовую систему полный крах? Угрожает ли нам очередной экономический спад? Что следует предпринять для решения проблемы огромного внешнего долга? Я убежден в необходимости поддержки движения «Юбилейный год», которое призывает к аннулированию непосильного внешнего долга беднейших стран мира. Это могло бы стать лучшим способом встречи нового тысячелетия. Если вы еще не присоединились к сторонникам «Юбилея», я настоятельно рекомендую вам это сделать. Однако данный проект не предполагает навязывания миру «христианского» способа решения проблемы. Речь идет о христианах, чья деятельность связана с финансами, экономикой, банковской системой, бизнесом, внешней политикой и правительственными органами. В мучительных раздумьях о наболевших вопросах, их безмолвная «Гефсиманская» молитва вбирает в себя невыносимую боль мира и целительную любовь Бога. Гораздо легче, выражаясь образно, удалиться в свой собственный «Кумран», поясняя, что вы всего лишь частное лицо, не имеющее отношения к международной финансовой политике. Или пойти на компромисс с существующей системой в наденьте на светлое будущее. Можно выступить в поддержку шумной и недальновидной политической программы, явно неспособной оценить всю глубину проблемы. Некоторым читателям этой книги придется не раз оказаться в подобном «Гефсиманском сад», чтобы позволить целительной Божьей любви преобразить наш мир в этот решающий момент истории.

Или, быть может, вы студент факультета или научный работник отдела, которым угрожает серьезный раскол. Сотрудники перестали общаться друг с другом, бойкотируют чужих кандидатов на докторскую степень, срывают защиту диссертаций. Я знаю экономические, исторические и другие факультеты, где половина преподавателей – убежденный марксисты или приверженцы постмодернистской философии. Какую же позицию должны в этом случае занимать христиане? Возможно, вы уверены в том, что евангелие призывает вас поддержать одну из конфликтующих сторон. Однако же в действительности все не так просто. Я предлагаю подходить к подобным ситуациям как к призыву к молитве. Откройте Писание и, преклонив колени, возложите на Господа все заботы, связанные с профессиональной деятельностью. Вкусите хлеб Причастия, и вам откроется сломленное тело Христово, преданное во искупление грехов мира. Учитесь молиться о боли сокрушенных сердцем людей, занятых в той области, где Бог поручил трудиться вам. Пусть ваша молитва укажет вам путь к миротворчеству, даст смелости выслушать обе стороны, даже если каждая из них ополчится против вас самих. Действительно ли вы желаете следовать за распятым Мессией? Все это, разумеется, применимо и в других областях жизни – в семье и браке, в решении многочисленных общественных и частных вопросов.

Позволю себе небольшое автобиографическое отступление. Несмотря на то что вот рке много лет я довольно ясно вижу свое призвание, мне нередко приходилось принимать на первый взгляд сомнительные решения. Я живу в мире, который, со времен Просвещения, прилагает все усилия для отделения Церкви от образовательной сферы. По моему глубочайшему убеждению, это несправедливо в отношении обеих сторон. Всю свою сознательную жизнь я стараюсь находиться одновременно в двух противоборствующих лагерях, зачастую наталкиваясь на непонимание обоих. Я живу в мире, где искренне верующие христиане встречают попытки серьезного исторического анализа Нового Завета подозрением, а иногда и полным неприятием, в то же время с радостно приветствуя всякие выражения исторической небрежности. Я уверен, что это может иметь разрушительные последствия для благочестия, и стараюсь делать все возможное, чтобы в проповеди и молитве оставаться ученым, а в своих исторических исследованиях хранить верность евангелию. В результате мои ученые коллеги окрестили меня фундаменталистом, а собратья по вере – беспринципным псевдо–либералом, и ирония всего происходящего нисколько не облегчает боли.