Настала пора связать воедино все, о чем говорилось до сих пор. Особое внимание следует уделить вопросу о задаче, стоящей перед христианами в начале третьего тысячелетия. Назвав Иисуса светом мира, как нам теперь перейти от попыток разобраться в его личности и значении для его современников к тому, чтобы самим начать нести его свет в окружающий нас мир. Как этому научиться? Как справиться с собственными трудностями и сделать так, чтобы решение стоящих перед нами задач (в том числе академических и профессиональных) определялось познанием истинной личности Иисуса Христа? Как помочь современному миру проникнуть в его тайну?

По мнению многих, рассмотрение исторических фактов в свете задач, стоящих сегодня перед Церковью, весьма проблематично. Я уже высказывал предположение, и, думаю, мои читатели согласятся, что даже ясное и четкое осознание особой связи между личностью и подвигом Иисуса и современным ему иудейским обществом не облегчает понимания того, какое отношение все это имеет к нам сегодня. Мы привыкли считать будто притчи Иисуса и Нагорная Проповедь адресованы нам, нашим церквям и христианам вообще. В нашем представлении их целью является проповедь особого рода духовности, вечных истин и определенных этических принципов. Мы не решаемся даже предположить, что их первоначальный смысл мог быть совершенно иным, что своими высказываниями Иисус бросал вызов современникам, и это закончилось его смертью на кресте. В этой последней главе мне хотелось бы показать необоснованность этих опасений. Напротив, познание уникальной личности Иисуса помогает нам следовать за ним осознанно, целенаправленно и с полной самоотдачей, преображая мир словом и делом благочестия.

Первым шагом к постижению связи между важностью неповторимого служения и откровения Иисуса для Израиля и призванием Церкви в наши дни или в любое другое время должно стать глубокое понимание значения телесного воскресения, о котором говорилось в шестой главе. Слишком часто мы сводим смысл воскресения к доказательству существования жизни после смерти, хотя едва ли кто–то из иудейских современников Иисуса стал бы это отрицать. Кроме того, значение воскресения не заканчивается и на том факте, что Иисус жив и у нас есть возможность познавать его. Эта великая истина неопровержимо, однако суть воскресения в другом. О многообразной истине пасхального события можно прочитать в нескольких новозаветных отрывках, но особенно выразительно – в Евангелии от Иоанна, в котором пасхальное воскресенье прямо называется первым днем недели (Ин 20, 1.19).

Иоанн не бросается словами понапрасну – употребив эту фразу дважды, он, несомненно, преследует этим какую–то цель. Дело не в том, что Пасха случайно выпала на воскресенье.' Иоанн хотел, чтобы его читатели увидели в этом событии первый день сотворения. Пасхальное утро стало днем рождения нового мира. В шестой день недели, в пятницу, Бог завершил свой труд. Возглас Иисуса: «Tetelestati!» (Совершилось9 в Ин. 19, ЗО перекликается с рассказом о шестом дне в Быт. 1, когда созданием человека по своему образу и подобию Бог завершил первый этап сотворения мира. Итак, говорит Иоанн: «Се, Человек!» (19, 5). В Страстную пятницу миру явилось истинное телесное воплощение Божьего образа. Иоанн рассматривает субботу между Страстной пятницей и Пасхальным воскресеньем как время благословенного покоя, освященного Богом по завершении творения;

День седьмой. Почил Создатель,

скрыт от глаз в могильной тьме,

В день шестой окончив славный,

страшный труд свой на земле.

Тишина, слова умолкли,

лишь пески на месте вод.

Хлеб рассеялся по свету,