Иоанн Кронштадтский, св. - Моя жизнь во Христе - Часть II

Аще семь раз падет, и семь раз покается, глаголя: каюся, - остави ему (см. Лк. 17, 3, 4; Мф. 18, 21, 22).

Все Евангелие есть евангелие Царствия, к которому предназначаются христиане, и как бы единое обетование (все притчи, все пророчества, чудеса); послания апостольские подробнее раскрывают обетования христианской надежды.

Да приидет Царствие Твое, т.е. Твое совершенное воцарение в наших сердцах!

Я по телу земля и пепел, а душа моя живет и покоится только Богом. Он и светлость мысли моей, и крепость сердца моего, собственно я - ничто.

Святые исполнили слово Господа; Господь исполняет их слово; они делали для Него, - Он для них. В нюже меру мерите, сказал Сам Господь, возмерится вам (Мф. 7, 2). Вот почему Господь исполняет скоро молитвы за нас святых.

На молитве нужно искреннее сожаление о своих грехах и искреннее раскаяние; - перечисляя грехи, в молитвах означенные, говорить их, чувствуя сердцем, как бы свои собственные. - Еще нужно пламенное желание не согрешать теми же грехами впредь.

- Боже мой!

Но да дарует мне Господь уста и премудрость, да возглаголю я огненными языками, да возжгу огнь упования, Господу поспешествующу, в сердцах хладных... Книга непреложных Заветов! Вещай нам о Божиих обетованиях праведным и грешным.

Надежда на Бога по содеянии грехов, какие бы они ни были, т.е. на примирение с Ним, после ссоры, в унынии, тоске, в страстях. Нигде, кажется, не выражается так ясно и сильно надежда грешника на прощение грехов и спасение, как в молитвах ко причащению и в канонах Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, Ангелу хранителю и в канонах дневных.

Упование требует и жизни, сообразной с упованием. Уповающим не надо жить, якоже прочим не имущим упования (1 Сол. 4, 13). - Сицева убо имуще обетования, очистим себе от всякия скверны плоти и духа (2 Кор. 7, 1). Словесе о вашем уповании (1 Пет. 3, 15), - вот чего прошу у Бога.

Идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Ин. 12, 26) - со Мною на престоле Моем (Откр. 36, 21); восхищени будем на облацех... с Господем будем (1 Сол. 4, 17) - вот наше упование!

У каждого отнимите из вещей видимых - то, что он любит больше всего: попросите или отнимите у сребролюбивого деньги, у любящего пресыщение сладкую пищу, у честолюбивого и гордого некоторые его преимущества, назовите его недобрым именем, - и увидите, что составляет упование каждого, какое у кого сокровище, какая страсть! О, с какими постыдными страстями приходится иногда встречаться! Иногда человек привязывается нечистою любовью к человеку другого пола, дышит, питается им, так сказать. О, постыдная надежда! О, мерзкое сердце, отступившее от Господа! О, человек, утвердивший плотскую, слабую мышцу свою на подобном себе ничтожном человеке! Я покажу, кого тебе надо любить! - Отягчающие сердца ваши объядением и пиянством! Покажу вам, кто должен наполнять сердца ваши! - Сребролюбивый! Покажу, у кого купить сребро разжженное; страстный до развлечений, до почестей - ищи почести горнего звания, до нарядов - в одеяние бело, одеяние правды да облечешися (Откр. 3, 18:, см. Пс. 131, 9). - Грехи, противные упованию: отчаяние, уныние, самомнение.

Душа называется у св. пророка Давида оком (смятеся око мое (Пс. 6, 8)), слухом, языком, рукою, ногою или стопами (слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя; возрадуется язык мой правде Твоей; не даждь во смятение ноги твоея (Пс. 50, 10, 16; 120, 3)). - Око души не смежается и ночью.

Плени меня, Владыко, в сладкий плен Духа Твоего Святого, да, яко потоки югом (Пс. 125, 4) потекут слова мои в Славу Твою и во спасение людей Твоих! Даруй мне это сладкое и могущественное внутреннее побуждение излагать свободно на хартии полноту духовных видений и чувств. Да будет язык мой тростию книжника скорописца (Пс. 44, 2) - Духа Всесвятого!