Иоанн Кронштадтский, св. - Моя жизнь во Христе - Часть II

Но да дарует мне Господь уста и премудрость, да возглаголю я огненными языками, да возжгу огнь упования, Господу поспешествующу, в сердцах хладных... Книга непреложных Заветов! Вещай нам о Божиих обетованиях праведным и грешным.

Надежда на Бога по содеянии грехов, какие бы они ни были, т.е. на примирение с Ним, после ссоры, в унынии, тоске, в страстях. Нигде, кажется, не выражается так ясно и сильно надежда грешника на прощение грехов и спасение, как в молитвах ко причащению и в канонах Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, Ангелу хранителю и в канонах дневных.

Упование требует и жизни, сообразной с упованием. Уповающим не надо жить, якоже прочим не имущим упования (1 Сол. 4, 13). - Сицева убо имуще обетования, очистим себе от всякия скверны плоти и духа (2 Кор. 7, 1). Словесе о вашем уповании (1 Пет. 3, 15), - вот чего прошу у Бога.

Идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Ин. 12, 26) - со Мною на престоле Моем (Откр. 36, 21); восхищени будем на облацех... с Господем будем (1 Сол. 4, 17) - вот наше упование!

У каждого отнимите из вещей видимых - то, что он любит больше всего: попросите или отнимите у сребролюбивого деньги, у любящего пресыщение сладкую пищу, у честолюбивого и гордого некоторые его преимущества, назовите его недобрым именем, - и увидите, что составляет упование каждого, какое у кого сокровище, какая страсть! О, с какими постыдными страстями приходится иногда встречаться! Иногда человек привязывается нечистою любовью к человеку другого пола, дышит, питается им, так сказать. О, постыдная надежда! О, мерзкое сердце, отступившее от Господа! О, человек, утвердивший плотскую, слабую мышцу свою на подобном себе ничтожном человеке! Я покажу, кого тебе надо любить! - Отягчающие сердца ваши объядением и пиянством! Покажу вам, кто должен наполнять сердца ваши! - Сребролюбивый! Покажу, у кого купить сребро разжженное; страстный до развлечений, до почестей - ищи почести горнего звания, до нарядов - в одеяние бело, одеяние правды да облечешися (Откр. 3, 18:, см. Пс. 131, 9). - Грехи, противные упованию: отчаяние, уныние, самомнение.

Душа называется у св. пророка Давида оком (смятеся око мое (Пс. 6, 8)), слухом, языком, рукою, ногою или стопами (слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя; возрадуется язык мой правде Твоей; не даждь во смятение ноги твоея (Пс. 50, 10, 16; 120, 3)). - Око души не смежается и ночью.

Плени меня, Владыко, в сладкий плен Духа Твоего Святого, да, яко потоки югом (Пс. 125, 4) потекут слова мои в Славу Твою и во спасение людей Твоих! Даруй мне это сладкое и могущественное внутреннее побуждение излагать свободно на хартии полноту духовных видений и чувств. Да будет язык мой тростию книжника скорописца (Пс. 44, 2) - Духа Всесвятого!

Прочувствованная нищета, плач о существовании зла, жажда спасения находятся во всякой душе прямой и смиренной.

Колокольный звон - зов на беседу с Богом, детей с Отцом, зов на явку пред Него.

Что мы любим больше всего на свете? Жизнь и здоровье. Кто наша жизнь и здоровье? Иисус Христос. Поэтому, если хочешь быть жив, и вечно жив и блажен, - веруй в Иисуса Христа и угождай Ему, живя по Евангелию Его.

Любовь - Бог. Если Бога любишь, Бог в тебе пребывает, и ты в Боге (см. 1 Ин. 4, 16). Злоба - диавол. На мгновение озлобишься на ближнего - и бес в тебе, зайдет иголкой и постарается сделаться в тебе горой, - так он расширяется и так он тяжел! Итак, люби постоянно Бога и ближнего. Не допускай до сердца своего злобы ни на мгновение, считая ее бесовскою мечтою. - Аминь.

Любовь долготерпит и милосердствует (1 Кор. 13, 4), а злоба нетерпелива, скора ко гневу и взыскательна. Злоба тороплива ко взысканию, а любовь скора к снисхождению и прощению. Любовь смотрит на свои недостатки и неохотно их замечает в других; злоба зорка на малейшие недостатки ближнего и слепа для своих великих недостатков. В ближнем видим сучок, у себя не видим бревна, и это часто и пречасто, несмотря на внутренние вразумления от Бога.

Злобы как огня бойся; ни из-за какого благовидного предлога, тем более из-за чего-либо тебе неприятного, не допускай ее до сердца: злоба всегда злоба, всегда исчадие диавольское. Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних; не верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму; поревнуй о том, чтобы в тебе не было злобы. Бог ничем так не прославляется, как любовию вся терпящею, и ничем так не бесчествуется и не оскорбляется, как злобою, какою бы она ни прикрывалась благовидностью. Под маскою попечения о нищих, Иуда, скрывая злобу свою на Господа своего, предал Его за 30 сребренников. Помни, что враг неусыпно ищет твоей погибели и нападает на тебя тогда, когда ты менее всего ожидаешь его. Злоба его бесконечна. Не связывайся самолюбием и сластолюбием, да не удобно они пленят тебя.

Бог неистощим для людей в дарах Своих. Вот уж 7370 лет* Он с избытком питает всех тварей. Везде видно довольство, радость, только жадные богачи слишком много загребают в свои руки и удерживают в своих сокровищницах дары Божии, которые могли бы продовольствовать с избытком сотни и тысячи бедных. - Человек! веруй твердо в неистощимость Божию в дарах Своих и раздробляй охотно алчущим хлеб твой (Ис. 58, 7); чем больше будешь подавать, тем больше будет Бог посылать тебе. Таков Божий закон: в нюже меру меришь - возмерится тебе (см. Мф. 7, 2).