Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма
Письмо 123
одному хозяину, который жалуется на “голодный хлеб”
Ты один из самых состоятельных людей в деревне, каждый год собираешь такой урожай, что твой сосед этим количеством хлеба мог бы накормить свою многодетную семью. Он не собирает и половины того, что ты, и ему хватает, а ты со стыдом каждый год занимаешь. Пишешь, что домочадцы твои непрестанно едят и никогда не насыщаются, как будто “бес ненасытный вселился в них, едят и едят и всегда голодные. Как будто проклято!”.
Не знаю, проклято или нет, но неблагословенно. Я не знал, что ответить на твое первое письмо, пока в следующем письме ты не описал мне жизнь твоего соседа. Твой сосед – человек верующий; когда он готовится к севу, он прежде несет семена в храм, чтобы священник благословил их. Ты никогда этого не делаешь. Это первое. Второе, сам признаешь, что твой отец под проценты присвоил имение своего должника, стоимость которого должник оплатил уже трижды. Бедняге, чтобы прокормить своих детей, пришлось оставить родной очаг и уехать в город. Со временем его сын разбогател и открыл бакалейную лавку. Сейчас этот обобранный должник твоего отца стал богаче сына твоего отца. Господь судил справедливо.
Напомню тебе две народных мудрости: первая – что неблагословенно, то голодно; вторая – что отнято, то проклято. Они объясняют, что происходит в твоем доме, объясняют то, что хорошо назвал ты “голодным хлебом”. Устами пророка сказал Господь избранному народу: Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые Я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. Семян много вынесешь в поле, а соберешь мало (Втор. 28, 15, 38). И еще: Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабаатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька (Агг. 1, 6).
Не довольно ли этого мудрому? Когда Бог благословит, тогда и пятью хлебами нетрудно накормить пять тысяч. А когда не благословит, тогда бывает то, что происходит в твоем доме. Как Господь наполняет колос зерном, так и хлеб наполняет Он сытостью, и, как оставляет колос пустым, так же Он, всемогущий, отнимает сытость от хлеба неблагословенного. Если хочешь, выучи этот урок и с сокрушением ищи от Господа того, чего весь мир тебе дать не сможет.
Мир тебе и благословение от Господа.
Письмо 124
торговцу С. Т., которого “Бог не слышит”
Жалуешься, что Бог не слышит твоих молитв. Во многих несчастьях молился ты Ему, но ни от одного не защитил Он тебя!
Слышишь ли ты Бога, желая, чтобы Он слышал тебя? Исполняешь ли закон Божий и держишься ли Его постановлений? Если не делаешь этого, тогда странно требование твое, чтобы Бог тебя услышал и послушался.
Бог сошел на землю и омыл ноги тем, кто любил Его. Для Творца нашего великая радость – слушать послушных чад Своих. Моисея, Авраама и Иакова Создатель послушал во всем, о чем они просили Его. И через природные и через чудесные явления изливал Он милость Свою на тех, кто исполнял Его закон. Если и не желал Он услышать мои и твои молитвы, то потому, что мы не желали исполнять заповеди Его, или же потому, что мы молились неправильно. Устами Исаии говорил Господь непослушному народу: когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу (Ис. 1, 15). Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли (Ис. 1, 19). Следовательно, Господь слышит нас тогда, когда мы слышим, и не слышит, когда мы не слышим.
Не слышит Господь нас и тогда, когда мы просим у Него что-либо вредное и неразумное. Апостолы Иаков и Иоанн попросили однажды Господа низвести огонь с неба на селение, которое не захотело принять их на ночлег [228]. Но Он, обратившись к ним, запретил им. Не просто не услышал прошения, но укорил их. Вспомни и ты: всегда ли твои молитвы были достойны человека и достойны Бога? И еще: почему ты молишься только в несчастье? Этим унижаешь себя и оскорбляешь Бога. Создатель ждет от нас, чтобы мы всегда чувствовали присутствие Его и непрестанно пребывали в молитвенном общении с Ним: Непрестанно молитесь [229]. Обращаясь к Богу только в беде, ты унижаешь Бога, ибо призываешь Его, словно пожарника, чтобы потушить горящий дом.