Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

пенсионеру П. Н., о необычном видении

Вы сообщаете мне о необычном видении, явившемся Вам во время молитвы в церкви. Вы видели, как из алтаря вышел Господь Иисус Христос и встал перед алтарем. Затем вышел некто похожий на еврейского раввина и встал слева от Господа. За ним вышел некто с чалмой на голове и, поздоровавшись с Господом за руку, встал рядом с Ним. Такое видение было Вам. Вы его толкуете как желание Господа уравнять все религии и создать единую веру для всех!

Каждый, кто посвящен в тайну Царства Божия, скажет Вам, что и видение, и толкование ложны. Дух, явившийся Вам, не от Бога, но от того, кто от века поднимает рога на веру Христову. “Отче наш” заканчивается молением ко Господу: но избави нас от лукаваго [231]. Человече Божий, кто же может дерзать приветствовать за руку Господа? Кто может встать рядом с Богом? Не сказал ли Христос евреям: Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 38)? Пророчество исполнилось. Евреи остались без священства и без Жертвы. То и другое отошло к христианам в тот миг, когда завеса Храма разодралась надвое сверху донизу. И мусульмане не имеют ни Жертвы, ни священства. Не сказал ли евреям выходец из евреев апостол Павел, апостол Божий: потому что конец закона – Христос (Рим. 10, 4), и еще: Отменяет первое, чтобы постановить второе (Евр. 10, 9)? Как же тогда то, что опустело, что отошло и заменилось другим, новым, можно уравнять с живой верой Христовой? Когда сам Магомет, несмотря на свою ненависть к христианам, признает и записывает в Коран, что Иисус, Сын Марии, будет судить мир и, следовательно, самого Магомета? Какое может быть равенство и единство?

Откуда это видение – спрашиваете Вы. От искусителя. Присмотритесь внимательно к своей жизни, и Вы это увидите. В наше время очень много говорят о равенстве всех религий: об этом говорят маловерные. Поддались этим же помыслам и желаниям и Вы. Господь попустил Вам увидеть Ваше субъективное желание реально и зримо. И Вы радуетесь этому, как милости Божией. Я назвал бы это не милостью, а предостережением. Простите, но Вы путаете понятия. Равенство гражданских прав и обязанностей – это одно, а равенство религий – другое. Христианам строго заповедано милосердие ко всем людям, независимо от их вероисповедания, но в то же время и строгое хранение истины Христовой.

Как христианин, Вы можете пожертвовать для иноверного имением и жизнью, но истиной – никогда, ибо она существует независимо от Вас, она не принадлежит Вам. Здесь Ваш камень преткновения, в непонимании этой разницы. От этого непонимания и произошла путаница в Вашей душе. Не Христа и Магомета Вы видели – Вы видели свою душу.

Да поможет Вам Бог!

Письмо 127

брату Здравко Т., о вознесении Господа

Как Господь вознесся от земли на небо? Этот вопрос мучает тебя? Скажи так: Господь вознесся из Своего земного царства в Свое Небесное Царство Божественной силой, и успокойся этим.

Мир тебе и радость!

Не дано нам постичь тайны Божии, но особенно не следует стремиться к этому тем, кто не достиг высоты совершенной преданности воле Божией, совершенной веры, любви, чистоты и смирения. Ориген был образованнейшим человеком своего времени. Вооруженный всесторонними знаниями, светскими и богословскими, он дерзнул испытывать тончайшие духовные тайны и – впал в заблуждение. И Церковь осудила его ложное учение. Святой Симеон юродивый сказал о нем: “Ориген… зашел в море, не мог из него выйти и потонул в глубине”.

Достаточно нам знать о вознесении то, что написано в Евангелии. А там написано: И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк. 24, 51). Итак, благословляя людей, Он возносился на небо. Таким образом, Господь открыл нам великую практическую мудрость. Благословляя ближних своих, и только благословляя, мы сможем духом вознестись к небесам. Благословением мы себя возносим, а проклятием низвергаем. Что даем, то и принимаем. Если благословение – благословение, если проклятие – проклятие. Итак, благословение – условие нашего духовного вознесения.

С Вознесением Христовым!