Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

Письмо 154

монаху Симеону, о дне и ночи

В беседе о конце мира и приходе Сына Человеческого Господь Иисус Христос попеременно прибегает к сравнению с днем и ночью (см.: Лк. 17). Он сравнивает Свое Второе пришествие с внезапностью и быстротой молнии и говорит: так будет Сын Человеческий в день Свой [260]. А немного позже: в ту ночь будут двое на одной постели… [261] Говоря об одном и том же времени, Он, однако, употребляет то слова в день Свой, то в ту ночь; ты спрашиваешь, как это объяснить.

Непогрешимо каждое слово из уст Христовых, непогрешимы и эти Его слова. Говоря о Своем дне, Он говорит о Своем Втором пришествии, говоря же о “той ночи”, Он говорит о конце этого мира и времени. Это одно и то же время, а именно отделение времени от вечности, смерти времени от вечности, когда померкнет и больше никогда не засияет солнце и явится светлый знак Сына Человеческого и воссияет навеки. Тогда не станет времени, а наступит день Божий, тогда эта материальная вселенная с шумом прейдет, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (ср.: 2 Пет. 3, 10). Это будет последняя встреча дня и ночи перед вечной разлукой. Поэтому, когда говорится о последней встрече и вечной разлуке дня и ночи, не имеет большого значения, как сказать – в день Свой или в ту ночь. То, что выглядит противоречивым сегодня и для сегодня, когда колесо времени поочередно приносит день и ночь, утратит свою противоречивость на пороге решительного разделения временного и вечного.

Мир Вам и благословение от Господа.

Письмо 155

Иоксиму П., о злом рабе

Говоря о Своем Втором пришествии, Христос называет людей то рабами, то хозяевами. В обоих случаях Он напоминает каждому, что всем должно в трезвении и бодрствовании ожидать Его, Господа славы и Судию мира. Каждый человек – господин и хозяин духовного сокровища, которое находится в его душе. Каждый должен хранить свое внутреннее сокровище с такой же осторожностью и заботой, с какими хозяин хранит свое видимое земное сокровище. Если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего (Мф. 24, 43). Поскольку же не знает того времени, должен беречь дом непрестанно в любое время, днем и ночью.

Так и мы должны непрестанно хранить свою душу от бесов, злых и невидимых воров, чтобы не разграбили они наше сокровище и не оставили нашу душу разоренной и пустой ко дню пришествия Христова.

Рабами называет нас Господь потому, что мы пользуемся в этом веке сокровищем, заимствованным у Господа. В этом месте Он особенно обращается к вождям народа, которые, как рабы Божии, во имя Божие должны заботиться о своем народе. Здесь Он разделяет вождей на верных и на злых. Верный и мудрый раб – царь или священник, родитель или учитель

Злой же раб скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой [262] – и начнет истязать народ и проводить время в объядении и пьянстве. Но придет внезапно господин и накажет злого раба. Вижу, что Вас смущает именно это наказание. Как накажет господин злого и неверного раба? Рассечет его. Что это значит – рассечь? – спрашиваете Вы. Думаю, что это значит – отделить душу от тела и предать тело земному тлению, а душу гееннскому пламени, где будет плач и скрежет зубовный. Вот что будет со злым рабом, который не ожидает прихода господина своего и который не себя ставит на службу народу, а народ на службу себе.

От Бога Вам здравия и спасение.