Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

Профессор Михайло Пупин, наш славный земляк и ученый, оказавшись в Америке, много рассказывал о том, как всюду в своей жизни он видел перст Всемогущего. Великий поэт и владыка Петр Негош постоянно чувствовал себя “под влиянием тайного Промысла”. А псалмопевец, перечисляя все благодеяния Божии к своему народу, восклицает: Приидите, услышите, и повем вам, вси боящиися Бога, елика сотвори души моей (Пс. 65, 16).

Мир Вам и Вашему дому.

Письмо 172

одному ремесленнику, об истинном господстве

Спрашиваешь меня, как тебе сделать своего сына господином? Чтобы “не мучился он так, как я мучился всю свою жизнь, а я много страдал и мучился, но сохранил веру и благочестие”,– так ты пишешь.

Человече Божий, да ты самый настоящий господин, ибо в христианском смысле настоящий господин тот, кто сохранил господскую душу во всех испытаниях и страданиях; а в мирском, языческом восприятии господином считается тот, кто каждый день подвергает свою душу опасности внешним господством – властью, богатством и славой. Истинное же господство в нас, а не на нас. Обеспеченность при праздности – гарантия гибели души и разложения личности.

В нашем доме было два плуга: один чистый и блестящий, а другой ржавый и тусклый. Мой дядя имел обычай называть тот чистый и блестящий плуг – “господин плуг”. “Сегодня мы с господином плугом идем пахать,– говорил он,– а ту ржавчину оставьте, пусть ржавеет”. Служением достигается настоящее господство, сияние души и красота характера. Я пришел быть вам слугою,– сказал Господь апостолам [275]. И учил их быть слугами на земле, чтобы сохранить господскую душу и господствовать на небесах. И апостолы были чисты и светлы, как плуги; с их помощью Хозяин вселенной возделал мир и засеял благородным семенем небесного господства и Небесного Царства. Настоящий господин тот, кто имеет господскую душу и господский характер; кто хранит в памяти свое господское небесное происхождение; кто проводит свой краткий земной век не в праздности, а в прославлении Бога и спасении своей души и ближних; кто в богатстве чувствует себя нищим, а в нищете – богатым в Боге; кто все с благодарностью принимает, с упованием терпит и кто с верой умирает; кто, по слову апостола Павла, благодушествует в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа (2 Кор. 12, 10).

Все, кто, оставив призрачное земное господство, последовал за Христом,– господа Божии, дворянство Христово, аристократия небесная.

Мир тебе и благословение от Господа.

Письмо 173

американцу К., о том, кому нужно верить

Вы описываете, как кто-то из Ваших сограждан, назвавшись ученым, собирал у всех, и у Вас, деньги, чтобы изготовить крылья для каждого человека. Люди поверили ему и доверчиво отдавали деньги, пока тот “ученый” на неких невидимых “крыльях” не исчез из вашего города. “Не знают люди сегодня, кому и во что верить”,– так заканчиваете Вы свое письмо. И здесь некоторые крещеные люди спрашивают: во что верить? На этот вопрос будет легко ответить, если сначала мы определим, кому мы верим.