Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

Когда святого Поликарпа принуждали отречься от Христа и обещали сохранить жизнь, святой старец воскликнул: “Восемьдесят лет служу я Христу, и Он ничего, кроме добра, не сделал мне. Как отречься мне от моего Господа и Спасителя!”.

Так и народ наш, от которого Вы ждете отречения, может ответить Вам: “Я служу Христу 1000 лет. И Он мне столько служит, и больше того. И Он служит мне вернее, чем я Ему. И ничего, кроме добра, Он не сделал мне. Как я могу сегодня, именно сегодня, в это страшное время, как могу отречься от Господа и Спасителя моего?”.

Письмо 248

почтальону из Загреба, о тайной молитве

Как же нам не молиться Богу, если мы ежедневно молимся людям, которые без Божией помощи не могут нам ничем помочь? Без Бога и врач нас не исцелит, воин не защитит, учитель не научит, священник не поможет. Если мы так усердно просим посредников, как же нам не просить Начальника всему, который слышит нас без телефона, видит без очков, извещает без почтальона и все узнает без свидетелей?

Молиться тайно или явно? – спрашиваешь ты. И тайно, и явно. Но да помним, что при явной молитве должно избегать лицемерия перед людьми, а при тайной – самооправдания перед Богом. Вот тебе один пример тайной молитвы: “Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения: только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Нет у меня иных желаний, кроме желания исполнять волю Твою; научи меня молиться, Сам во мне молись! Аминь” (молитва Филарета митрополита Московского).

Письмо 249

доброй супруге, о муже-сектанте

Твой муж попал в секту, и с тех пор в вашем доме начались раздоры, теперь вы не можете найти согласия ни в чем. Его новая вера пронизывает все его чувства и мысли, даже те, которые, казалось бы, не имеют с вопросами веры ничего общего. Так было испокон веков: православные никогда не могли найти взаимопонимания с еретиками ни в вопросах государственного и общественного устройства, ни в вопросах семьи и воспитания.

Молись Богу, и Он поможет тебе. Не отказывайся от мужа, не осуждай его, не говори и не думай о нем плохо: так ты не исправишь его. Когда отец святителя Григория Богослова невольно впал в ересь, его благочестивая жена Нонна очень горевала о нем; она молилась Богу, чтобы Он, всемогущий, просветил мужа светом истины. И теплая молитва жены вернула его в истинную веру. Есть другой пример: жена царя Юстиниана Феодора обратила своего супруга в ересь монофизитства, но, к счастью, ненадолго. Юстиниан и Феодора по молитвам Церкви вернулись в Православие. По этим примерам ты поймешь, что жена может повлиять на веру мужа и в добрую, и в дурную сторону. И ты победишь, не сомневайся. Сказано: Просите, и дано будет вам [335].

Если просим дурного, оно не дается нам, а доброе раньше или позже будет дано. Ибо Господь хочет, чтобы у Него непрестанно просили добра, и только добра. Когда мы взыскуем добра, особенно для укрепления веры, для своих ближних, мы взыскуем Царства Небесного. А это первое и главное, что заповедал нам Господь. В церковных молитвах часто звучит моление о вере непостыдной и любви нелицемерной. Существует вера постыдная, которой постыдятся еретики и сектанты и на земле, и на Суде Божием. А вера православная – вера непостыдная.

Тебя обижает соседка, насмехается над тобой, говоря: “Смотри, мы с мужем и без веры живем в мире и согласии!”. Не обращай на нее внимания. И беззаконники известное время могут жить в согласии. И черви, поедающие падаль, живут в мире, пока не съедят добычу, а потом начинают поедать друг друга. Не начало судья концу, а конец – началу.