Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 13... И зваху (глаголюще): осанна, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев.3 В особенности мучило иудеев это убеждение народа в том, что Иисус Христос пришел от Бога. Найди в двадцать первой главе Евангелия от Матфея то место, где говорится: народи же предходящии (Ему) и вследствующии зваху, глаголюще: осанна Сыну Давидову... (Мф. 21, 9),4 и прочитай объяснение этого и последующих двух выражений.

Стих 14. Обрет же Иисус осля, вседе на не...5. Опять найди изъяснение начала вышеупомянутой (21) главы Евангелия от Матфея и прочитай все, как весьма необходимое для этого места. Нашел Иисус Христос молодого осла у учеников, которые были посланы привести его, как рассказали об этом другие евангелисты. Они пропустили все, начиная с рассказа о Лазаре до рассказа о том, как были приведены ослица и молодой осел, подобно тому как пропускали и многое другое как из чудес, так и из учения Иисуса Христа, может быть потому, что просто забыли, а может быть даже по устроению Божию, чтобы пишущий после них Иоанн мог написать в своем Евангелии что-либо особенное. Сделав такой пропуск, Матфей говорит: и егда приближишася во Иерусалим и приидоша в Вифсфагию к горе Елеонстей, тогда Иисус посла два ученика, – и т.д. (Мф. 21, 1 и след.),6 а Марк: и егда приближишася во Иерусалим, в Вифсфагию и Вифанию, к горе Елеонстей, посла два от ученик Своих... (Мк. 11, 1); подобным же образом говорит и Лука (19, 29). Итак, ясно, что Иисус Христос, выйдя из дома Лазаря и находясь еще в Вифании, послал учеников, и они привели ослицу и молодого осла. Другие евангелисты рассказывают просто о путешествии Иисуса Христа в Иерусалим и потому не прерывают повествования о входе Господа в Иерусалим упоминанием о случившемся у Лазаря; но Иоанн пространнее пишет о том, что было пропущено ими, а о том, как был приведен молодой осел и как совершился затем самый вход в Иерусалим, он пишет сокращеннее, потому что все это было уже записано другими. Следует заметить также, что те, которые несли в руках пальмовые ветви, вышли навстречу Иисусу Христу, а те, которые ломали ветви от деревьев и постилали их на пути, и о которых сказали Матфей и Марк, делали это уже после встречи с первыми.

Стихи 14-15... Якоже есть писано: не бойся, дщи Сионя: се, Царь твой грядет, седя на жребяти осли.1 Не бойся, потому что это Царь кроткий и не такой, каковы были многие из царствовавших в тебе – грозные, несправедливые и тираны. Найди в вышеупомянутой главе то место, где говорится: сие же все бысть, да сбудется реченное пророком и т.д. (Мф. 21, 4), и там найдешь изъяснение. Не удивляйся и тому, что Иоанн пропустил слово кроток, потому что евангелисты часто опускают некоторые слова из выражений Ветхого Завета или потому, что они ускользали из памяти, или потому, что они были ясны из последующего; например, если Иисус Христос садится на молодого осла, то значит Он – Царь кроткий и смиренный. Выражения: седя и всед означают одно и то же, так как соответствующее им еврейское выражение значит и то, и другое; равным образом, выражение Иоанна: Иисус Христос сел на жребяти осли (επι πωλον ονου) значит то же, что и выражение Матфея: Иисус Христос сел на осля и жребя, сына подъяремнича (επι ονου και πωλον υιον υποξυγιον).

Стих 16. Сих же не разумеша ученицы Его прежде...,2 т.е. прежде крестной смерти Иисуса Христа, ученики не понимали, что вышеприведенные пророческие слова относятся к Нему.

Стих 16... Но егда прославися Иисус, тогда помянуша, яко сия быша о Нем писана, и сия сотвориша Ему.3 Но когда Иисус Христос был прославлен через Свою крестную смерть и Воскресение, тогда только просвещенные Духом Святым ученики вспомнили, что все эти пророческие слова относились к Нему и что иудеи сделали Ему все то, что было написано у пророков.

Стих 17. Свидетельствоваше убо народ, иже бе (прежде) с Ним, егда Лазаря возгласи от гроба и воскреси его от мертвых...4 Свидетельствовал народ о чуде воскрешения Лазаря.

Стих 18. Сего ради и срете Его народ, яко слышаша Его сие сотворша знамение.5 Свидетельствовали о чуде те люди, которые при совершении его уверовали, а те, которые слышали свидетельство их, вышли вместе с ними навстречу Иисусу Христу.

Стих 19. Фарисее убо реша к себе: видите, яко ни каяже польза есть; се, мир по Нем идет.6 Миром называют множество людей. Но Нем идет, т.е. делаются последователями Иисуса Христа. Далее, если под фарисеями здесь разуметь людей, злоумышляющих против Иисуса Христа, то они порицают самих себя за то, что они ничего не успевают вследствие своей медлительности; а если под фарисеями здесь разуметь тех людей, которые уверовали, но скрывали свою веру, боясь других, то значит они между собою высказывают порицание злоумышляющих против Иисуса Христа, так как последние совершенно напрасно трудились и не имели никакого успеха.

Стих 20. Бяху же нецыи Еллини от пришедших, да поклонятся в праздник.7 Многие еллины, которым нравилось иудейское богослужение и которые желали сделаться прозелитами8, приходили во время праздника на поклонение в Иерусалим.

Стих 21. Сии убо приступиша к Филиппу, иже бе от Вифсаиды Галилейския, и моляху его, глаголюще: господи, хощем Иисуса видети.1 Еллины хотят видеть Иисуса Христа, так как они много слышали о Нем по молве.

Стихи 22-23. Прииде Филипп и глагола Андреови: и паки Андрей и Филипп глаголаста Иисусови. Иисус же отвеща има, глаголя: прииде час, да прославится Сын Человеческий.2 Иисусу Христу надлежало умереть тогда, когда иудеи осудят Его на смерть и когда начнут приходить к Нему язычники, а теперь исполнилось и то и другое, так как упомянутые здесь еллины были язычники. И так Иисус Христос сказал: наступило время Мне умереть, – потому что после смерти и Воскресения Он должен прославиться между всеми народами, когда будет проповедано Евангелие во всем мире. Таким образом, когда иудеи думали совершенно затмить славу Иисуса Христа, тогда именно она заблистала на всю вселенную (Так как, с одной стороны, иудеи уже тщательно обдумали смертный приговор, а с другой – искали уже Иисуса Христа язычники, то недостойно было бы Божественного правосудия оставаться Ему у тех, которые оказались совершенно неизлечимыми, и оставить в пренебрежении тех, которые были готовы к исцелению. Но почему же Иисус Христос не пошел тогда к язычникам? Для того, чтобы иудеи не могли иметь никакого оправдания своему неверию. И не только Сам Он не ходил, но и ученикам Своим повелел не ходить на путь язычников, и хотя потерпел много от неблагодарных иудеев, однако не оставляет их, а учит, исцеляет и оказывает другие благодеяния до тех пор, пока не убили Его).

Стих 24. Аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит.3 Этими словами Иисус Христос утешает Своих учеников, показывая им на примере, что смерть Его полезна и необходима, и что она подобно пшеничному зерну принесет много плодов. По вышеуказанной причине Иисус Христос должен был послать учеников после крестной смерти Своей ко всем народам, чтобы смерть Его сделалась жизнью для язычников. Под смертью пшеничного зерна разумей, конечно, гниение посеянного зерна. Затем Он убеждает и учеников презирать смерть и не щадить своей жизни в опасностях, которые им угрожают за веру в Него.

Стих 25. Любяй душу свою погубит ю...,4 щадящий ее во время мученичества, угождающий душе своей больше, чем должно, любящий злые ее похоти, любящий душу больше, чем Бога, погубит ее в будущей жизни, т.е. подвергнет ее наказанию за то, что она как бы изменила вере.

Стих 25... И ненавидяй души своея в мире сем в живот вечный сохранит ю...5 Поступающий же совершенно противоположным образом, т.е. не щадящий ее и т.д. Подобные же слова Иисуса Христа записаны в конце десятой главы Евангелия от Матфея и в других еще местах.