Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 13. Вы глашаете Мя Учителя и Господа, и добре глаголете: есмь бо…3 Я – таков, как Бог. Беседуя с учениками, Иисус Христос открывает Себя им. Сказав: вы глашаете Мя, вы сами Меня так называете, Иисус Христос показал, что эти названия для них не тягостны, а присоединив: есмь бо, Он ободрил эти названия и показал, что они даны Ему не из лести, а сообразно с истиной. Отсюда Он делает уже такое заключение.

Стих 14. Аще убо Аз умых ваши нозе, Господь и Учитель, и вы должни есте друг другу умывати нозе.4 Иисус Христос не сказал: если Я, по природе Своей Бог, умыл ноги вам, рабам по своей природе, то тем более вы должны умывать ноги друг другу, так как все вы одинаковые рабы; не сказал и так: если Я умыл ноги предателя, то тем более вы должны умывать ноги врагов, – но исполнив все это на деле, Иисус Христос предоставил суждение это совести слушателей.

Стих 15. Образ бо дах вам…5 Умовением ваших ног Я дал вам пример смиренного служения из-за любви.

Стих 15… Да, якоже Аз сотворих вам, и вы творите...,6 смиряя Себя из-за любви и служа подчиненным. Но Спаситель был выше всякого слова и разума, а мы – земля, прах, пепел и пыль, или даже – еще ничтожнее. Если же мы не смиряемся не только пред низшими, но и пред высшими, и не умываем ног не только рабам, но и друзьям, хотя должны бы были умывать и врагам, – то какого наказания мы достойны? Мы, которые не только не подражаем примеру Иисуса Христа, но поступаем совершенно противоположным образом, гордимся и не исполняем того, что должны: и вы, говорит, должни есте друг другу умывати нозе.

Стих 16. Аминь, аминь глаголю вам: несть раб болий господа своего, ни посланник болий пославшаго его.7 Поэтому если Я, Который несравненно выше вас, так уничижил Себя, то тем более вы должны делать это. Уже и то свидетельствовало об Его необыкновенном уничижении, что Он – Творец представил в Себе образец для Своих творений, и будучи несравнимым, некоторым образом все-таки сравнил Себя с ними. Такая же мысль Иисуса Христа записана и в десятой главе Евангелия от Матфея; найди объяснение места: несть ученик над учителя своего, ниже раб над господина своего и т.д. (Мф. 16, 14 и дал.). (Несть раб... пока он бывает рабом или посланником. Уже одно то, что он состоит рабом, или посланником, показывает, что он меньше своего господина, или же пославшего его).

Стих 17. Аще сия весте, блажени есте, аще творите я.8 Если вы знаете то, что уже было сказано, то блажени есте, аще творите я; недостаточно только знать, но нужно и делать.

Стих 18. Не о всех вас глаголю... именно – аще творите... Это Иисус Христос говорил об Иуде, который не исполнил не только этой, но и вообще никакой другой заповеди, так как уже задумал предательство.

Стих 18... Аз (бо) вем, ихже избрах...1 Как Бог, Я знаю, кто из избранных Мною, сделает это (ст. 17), и кто не сделает. И прежде Иисус Христос сказал: вы чисти есте, но не вси, и при других обстоятельствах Он часто говорил многое в этом же роде, чтобы показать, что Он знает предателя, чтобы подействовать на его совесть и вызвать на раскаяние и исправление; но ничто на него не подействовало. А зачем Иисус Христос избрал в число Своих учеников и предателя, об этом сказано при изъяснении следующего места из Евангелия от Марка (3, 13): и взыде на гору и призва, ихже хотяше Сам.

Стих 18... Но да Писание сбудется: ядый (τρωγων) со Мною хлеб, воздвиже на Мя пяту свою.2 И здесь выражение с союзом ινα (да) указывает только на то, что должно случиться в будущем. Иисус Христос как бы так говорит: но это Я говорю относительно предателя, так как должно исполниться Давидово Писание, которое говорит: ядый (εσιων) хлебы Моя, возвеличи на Мя запинание (Пс. 40, 10). Так перевели это место с еврейского семьдесят толковников; но Иисус Христос, несколько объясняя его, выражает другими, но совершенно однозначными, словами: ο εσιων значит то же, что и ο τρωγων (ядущий), возвеличи (εμεγαλυνε) значит то же, что и воздвиже (επηρε), а остальные слова одинаковы. Итак, Иисус Христос говорит об Иуде: ядущий у Меня, участвующий в общей со Мною трапезе, нисколько не стыдясь этого, возвеличи и воздвиже, т.е. укрепил и поднял на Меня пяту и запинание, т.е. коварство и злоумышление, так как уже сговорился с врагами Моими. Те, которые хотели опрокинуть бегущих, обыкновенно приводили свой злой умысел в исполнение при помощи пяты, или ноги; поэтому и здесь запинание и пята значит злоумышление и коварство.

Стих 19. Отселе глаголю вам, прежде даже не будет, да, егда будет, веру имете, яко Аз есмь...3 для того, чтобы, когда это Писание исполнится, вы поверили, что Я – Тот, о Котором было сказано это пророчество.

Стих 20. Аминь, аминь глаголю вам: приемляй, аще кого послю, Мене приемлет: а приемляй Мене приемлет Пославшаго Мя.4 Иисус Христос и прежде сказал: иже вас приемлет, Мене приемлет: и иже приемлет Мене, приемлет Пославшаго Мя (Мф. 10, 40), и теперь говорит то же самое, чтобы еще больше ободрить Своих учеников тем, что они в скором времени пройдут всю вселенную.

Стих 21. Сия рек Иисус возмутися духом…5 Духом евангелист здесь называет сильную печаль и смущение о погибели предателя. От сильного сострадания к нему Иисус Христос смутился, так как сильно скорбел о нем. Изъясняя и в повествовании о Лазаре слова – запрети духу (Ин. 11, 33), мы сказали, что под духом там разумеется сильное смущение.

Стих 21... И свидетельствова и рече: аминь, аминь глаголю вам, яко един от вас предаст Мя...6 свидетельствова, т.е. открыто объявил о предательстве.

Стих 22. Сзирахуся убо между собою ученицы, недоумеющеся, о ком глаголет.7 Иисус Христос не хотел еще открыть перед всеми несчастного, все еще ожидая его обращения.