Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 23. Бе же един от ученик Его возлежя на лоне Иисусове, егоже любляше Иисус.8 Это был сам писатель этого Евангелия, как он и обозначил себя в конце Евангелия. Его Иисус Христос любил, разумеется, больше, чем остальных учеников, так как он был достоин преимущественной любви вследствие преимущества своей великой добродетели, которую он по смирению своему скрывал. Передают, что Иоанн от юности своей настолько заботился о чистоте, что никогда не позволял постыдному помыслу войти в свое сердце; конечно, под постыдным помыслом нужно разуметь не природное побуждение, а произвольное нечистое помышление. Поэтому-то он и назван впоследствии девственником – имя, которое по преимуществу было усвоено Богородице. А Златоуст говорит, что Иисус Христос больше любил Иоанна также за его глубокое смирение и кротость, которыми Иоанн отличался после порицания за желание первенства. Эти добродетели возвысили и Моисея. Обрати внимание и на то, что во время страданий Учителя один только Иоанн из учеников оставался при Нем до тех пор, пока Он испустил дух. И за это также Иисус Христос любил Иоанна больше и позволил, чтобы он в это время возлежал на груди Его, как сын на груди отца, так как он был вообще близок к Спасителю по своей добродетели. Вероятно, зная уже о смерти своего Учителя, Иоанн был сильно опечален этим, и потому после умовения ног он был приглашен возлежать на груди Иисуса Христа для утешения. Записал же это в своем Евангелии Иоанн вовсе не из честолюбия, потому что, во избежание похвалы, он даже скрыл свое имя. Но так как остальные евангелисты умолчали о том, что Иисус Христос, обмакнув кусок, подал его Иуде, то Иоанн, намереваясь рассказать об этом, по необходимости должен был сказать и о том, о чем он пишет в этом стихе. Так как, по знаку Петра, Иоанн тихонько спросил Иисуса Христа, кто такой предатель Его, то ему теперь необходимо было сказать, где он возлежал так, что мог тихонько спросить Иисуса Христа, и почему он осмелился там возлежать и тихонько спросить Его. Или – Иоанн сказал, что он возлежал на груди Иисуса Христа, для того, чтобы показать величайшее уничижение величайшего по Своей славе; а что Иисус Христос любил его, это он говорит для того, чтобы показать, что Иисус Христос был человеколюбив и что сам он благодарен Ему за эту любовь. Свидетельствует о том только, что был любим Спасителем, но не прибавляет, за что был любим. Этим Иоанн высказывает свою благодарность, но вместе с тем и свое смирение.

Стих 24. Поману же сему Симон Петр вопросити, кто бы был, о немже глаголет.1 Петр не осмелился сам спросить об этом Иисуса Христа по той причине, которая высказана при толковании двадцать шестой главы (29 ст.) Евангелия от Матфея, а поручил сделать это Иоанну, которого Учитель особенно любил и который в это время возлежал на груди Его.

Стих 25. Напад же той на перси Иисусовы, глагола Ему: Господи, кто есть...2 так, как возлежал, т.е. не вставая, а только оборотившись. Иоанн припал к груди Иисуса Христа по любви и простоте своего сердца, так как не знал, что Учитель их – Бог по природе, а Спаситель допустил это, чтобы еще больше привязать его к Себе.

Стих 26. Отвеща Иисус: той есть, ему же Аз омочив хлеб подам. И омочь хлеб, даде Иуде Симонову Искариотскому.3 Найди в вышеупомянутой двадцать шестой главе Евангелия от Матфея то место, где говорится: глаголю же вам, яко не имам пити отныне от сего плода лознаго, до дне того и т.д. (ст. 29) и прочитай все объяснение его; там объяснены слова и этого, и следующих стихов.

Стих. 21. И по хлебе тогда вниде в онь сатана…4 Об этом прочитай там же. Сатана вошел в Иуду не так, чтобы Иуда сделался бесноватым; это значит только, что сатана сделался совершенным господином Иуды и сделал его своим рабом, как сказано в толковании двадцать второй главы Евангелия от Луки. Или – вошел в него путем злых помышлений.

Стихи 27-30. Глагола убо ему Иисус: еже твориши, сотвори скоро. Сего же никтоже разуме от возлежащих, к чесому рече ему. Нецыи же мняху, понеже ковчежец имяше Иуда, яко глаголет ему Иисус: купи, еже требуем на праздник: или нищым да нечто даст. Приим же он хлеб, абие изыде: бе же нощь. Егда изыде,..1 Евангелист обозначил и время, чтобы показать, что и ночь не удержала Иуды. Объяснение всех этих стихов смотри в той же двадцать шестой главе Евангелия от Матфея.

Стих 31. Глагола Иисус: ныне прославися Сын Человеческий...2 Прежде Иисус Христос сказал: прииде час, да прославится Сын Человеческий (Ин. 12, 23), а теперь говорит: ныне прославися Сын Человеческий, т.е. отныне Он прославился Своими страданиями за мир, так как претерпеть страдания за рабов – действительно слава для Господа. О будущем говорит Иисус Христос, как бы о совершившемся уже, потому что в скором времени должны взять Его и вести на страдания. Но если слава для Господа – претерпеть страдания за рабов, то тем большая слава для рабов пострадать за Господа.

Стих 31... И Бог прославися о Нем. Бог Отец прославился в Сыне через Его жизнь, которую Он проводил как человек для спасения всех людей. Как для Сына слава, что Он имеет такого Отца, так точно слава и для Отца, что Он имеет такого Сына. Поэтому-то люди, видя чудеса Иисуса Христа и слыша Его учение, прославляли Бога, как повествуют евангелисты.

Стих 32. Аще Бог прославися о Нем, и Бог прославит Его в Себе.3 Бог Отец прославит Сына в Себе, когда явит во время Его крестных страданий страшные и дивные знамения и этим покажет, что Он истинный Сын Его. Поэтому-то еще прежде Иисус Христос сказал: егда вознесете Сына Человеческого, тогда уразумеете, яко Аз есмь (Ин. 8, 28); смотри более подробное и ясное толкование этого места в восьмой главе.

Стих 32... И абие прославит Его…4 вскоре, во время самих крестных страданий. Иисус Христос сказал это, чтобы ученики не подумали, что Он говорит о той славе, которая будет во время второго Его пришествия, и о которой Он часто учил их. Этими словами Иисус Христос ободряет учеников, которые совершенно упали духом, и убеждает их не только не скорбеть, а напротив, радоваться об Его славе, которая вскоре откроется.

Стих 33. Чадца, еще с вами мало есмь...5 Опять Иисус Христос предсказывает ученикам будущее для того, чтобы они, вспомнив впоследствии, знали, что Иисус Христос предсказывал им это, потому что Сам знал все это ясно, а также для того, чтобы они не смутились, если бы это обстоятельство случилось с ними вдруг, совершенно неожиданно. Детьми Он назвал учеников не только как Творец всего, но и как Учитель их. Всеми этими словами: чадца, еще с вами мало есмь, Иисус Христос сильнее воспламеняет в учениках любовь к Себе.

Стих 33... Взыщете Мене...6 после того, как Я умру. Сказав к иудеям: взыщете Мене, Иисус Христос прибавил: и не обрящете (Ин. 7, 34), а говоря к ученикам, Он не прибавил этого, потому что они нашли Его после Воскресения. Иудеям Он сказал: взыщете Мене, – чтобы смирить их ярость, а ученикам сказал это, чтобы внушить им еще большую любовь к Себе.

Стих 33... И якоже рех Иудеом, яко аможе Аз иду, вы не можете приити: и вам глаголю ныне.7 Но иудеям Иисус Христос сказал это, потому что они были недостойны прийти в это место, а ученикам говорит это, потому что они еще не тотчас, не вместе с Ним должны были умереть.

Стих 34. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга...1 Есть и древняя заповедь: возлюбиши ближняго своего яко сам себе (Лев. 19, 18), но заповедь, данная теперь, больше той, так как Иисус Христос присоединяет: