Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 31... И Бог прославися о Нем. Бог Отец прославился в Сыне через Его жизнь, которую Он проводил как человек для спасения всех людей. Как для Сына слава, что Он имеет такого Отца, так точно слава и для Отца, что Он имеет такого Сына. Поэтому-то люди, видя чудеса Иисуса Христа и слыша Его учение, прославляли Бога, как повествуют евангелисты.

Стих 32. Аще Бог прославися о Нем, и Бог прославит Его в Себе.3 Бог Отец прославит Сына в Себе, когда явит во время Его крестных страданий страшные и дивные знамения и этим покажет, что Он истинный Сын Его. Поэтому-то еще прежде Иисус Христос сказал: егда вознесете Сына Человеческого, тогда уразумеете, яко Аз есмь (Ин. 8, 28); смотри более подробное и ясное толкование этого места в восьмой главе.

Стих 32... И абие прославит Его…4 вскоре, во время самих крестных страданий. Иисус Христос сказал это, чтобы ученики не подумали, что Он говорит о той славе, которая будет во время второго Его пришествия, и о которой Он часто учил их. Этими словами Иисус Христос ободряет учеников, которые совершенно упали духом, и убеждает их не только не скорбеть, а напротив, радоваться об Его славе, которая вскоре откроется.

Стих 33. Чадца, еще с вами мало есмь...5 Опять Иисус Христос предсказывает ученикам будущее для того, чтобы они, вспомнив впоследствии, знали, что Иисус Христос предсказывал им это, потому что Сам знал все это ясно, а также для того, чтобы они не смутились, если бы это обстоятельство случилось с ними вдруг, совершенно неожиданно. Детьми Он назвал учеников не только как Творец всего, но и как Учитель их. Всеми этими словами: чадца, еще с вами мало есмь, Иисус Христос сильнее воспламеняет в учениках любовь к Себе.

Стих 33... Взыщете Мене...6 после того, как Я умру. Сказав к иудеям: взыщете Мене, Иисус Христос прибавил: и не обрящете (Ин. 7, 34), а говоря к ученикам, Он не прибавил этого, потому что они нашли Его после Воскресения. Иудеям Он сказал: взыщете Мене, – чтобы смирить их ярость, а ученикам сказал это, чтобы внушить им еще большую любовь к Себе.

Стих 33... И якоже рех Иудеом, яко аможе Аз иду, вы не можете приити: и вам глаголю ныне.7 Но иудеям Иисус Христос сказал это, потому что они были недостойны прийти в это место, а ученикам говорит это, потому что они еще не тотчас, не вместе с Ним должны были умереть.

Стих 34. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга...1 Есть и древняя заповедь: возлюбиши ближняго своего яко сам себе (Лев. 19, 18), но заповедь, данная теперь, больше той, так как Иисус Христос присоединяет:

Стих 34... Якоже возлюбих вы, да и вы любите себе.2 Это – новая черта. Древняя заповедь повелевала любить ближнего, как самого себя, а эта повелевает любить больше, чем самого себя, потому что Иисус Христос так возлюбил нас, что и Самого Себя не пощадил, а умер за нас. Некоторые изъясняют это иначе: древняя заповедь гласила: возлюбиши искренняго твоего и возненавидиши врага твоего (Мф. 5, 43), а теперь Спаситель заповедует любить всех, даже и врагов. И Сам Он любил всех учеников, так что не только не ненавидел Иуды, который злоумышлял против Него, но даже возмутился духом вследствие сильного смущения и печали об его погибели.

Стих 35. О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою…3 такую, какую и Я имею к вам, так как истинный ученик подражает учителю. Это действительно отличительная, характерная черта христианина, самый верный признак, потому что истинная любовь есть основание всякой добродетели. Что же? Не гораздо ли более указывают на ученика Иисуса Христа – чудеса? Ни в каком случае. Иисус Христос говорил: мнози рекут Мне во он день: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им, яко николиже знах вас... (Мф. 7, 22-23); прочитай все толкование на это место. Правда, чудеса особенно привлекали людей к вере во Христа, но это потому, что чудесам предшествовала всегда любовь чудотворцев.

Стих 36. Глагола Ему Симон Петр: Господи, камо идеши; Отвеща ему Иисус: аможе (Аз) иду, не можеши ныне по Мне ити: последи же по Мне идеши.4 Петр предложил этот вопрос не столько потому, что хотел знать то, о чем спрашивал, сколько потому, что сильно желал идти за Иисусом Христом. Поэтому Спаситель, зная мысли Петра, ответил прямо на эти мысли. Он не сказал, куда пойдет, а сказал, что не можеши ныне по Мне ити. Этими словами, конечно, Он намекал на смерть.

Стих 37. Глагола Ему Петр: Господи, почто не могу ныне по Тебе ити; (ныне) душу мою за Тя положу.5 Что ты делаешь, Петр? В то время, как Спаситель говорит: не можеши, ты говоришь... почто не могу? Опыт после научит тебя не противоречить.

Стих 38. Отвеща ему Иисус: душу ли твою за Мя положиши; аминь, аминь глаголю тебе: не возгласит алектор, дондеже отвержешися Мене трищи.6 Найди в двадцать шестой главе Евангелия от Матфея то место, где говорится: отвещав же Петр рече Ему: аще и вси соблазнятся о Тебе, аз никогдаже соблажнюся (Мф. 26, 33), и прочитай все толкование его даже до слов: такожде и вси ученицы реша (ст. 35). Если и есть какая-либо разница между евангелистами в словах, то в этом нет ничего удивительного. То, что записано у Иоанна, было сказано прежде, чем вышли на гору Елеонскую, а что записано у Матфея, было сказано уже после того, как вышли. Так как Петр дважды возражал Иисусу Христу, то и Иисус Христос дважды свидетельствовал об его отречении: первое возражение Петра и свидетельство Иисуса Христа записали Матфей и Марк (14, 29), а второе возражение и свидетельство записали Лука (22, 33) и Иоанн.

ГЛАВА XIV

Стих 1. Да не смущается сердце ваше... Так как Господь сказал к Петру: последи же по Мне идеши (Ин. 13, 36) и – отвержешися Мене трищи (Ин. 13, 38), то апостолы были смущены и теми и другими словами Его, боясь как того, чтобы не оказаться отвергнутыми от Иисуса Христа в то время, как за Ним последует один Петр, – так и того, чтобы и самим не отречься от Иисуса Христа, как отречется от Него первый из числа их. Успокаивая такое смущение учеников Своих, Иисус Христос утешает их сначала относительно страха за отречение, а потом относительно страха за отвержение.