Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 26... И не глаголю вам, яко Аз умолю Отца о вас. Тогда уже Я не скажу вам: Я буду просить Отца о вас.

Стих 27. Сам во Отец любит вы, яко вы Мене возлюбисте и веровасте, яко Аз от Бога изыдох.1 Сам Отец тогда будет любить вас, как и Я, потому что вы будете пребывать в любви и вере в Меня.

Стих 28. Изыдох от Отца и приидох в мир: (и) паки оставляю мир и иду ко Отцу.2 Изыдох, приидох, оставляю, иду – все это и тому подобное Иисус Христос говорит, снисходя к слабому пониманию учеников, как уже часто мы об этом говорили. Как Бог, Он был и в Отце, и в мире, потому что Бог есть существо беспредельное (Слова – изыдох от Отца указывают на то, что Иисус Христос – из существа Бога Отца, т.е. что Он – Истинный Сын Бога Отца, – и приидох в мир – указывают на Его воплощение, равно как и слова: оставляю мир, а: иду ко Отцу – указывают на восстановление Его в прежнем могуществе и славе).

Стих 29. Глаголаша Ему ученицы Его: се, ныне не обинуяся глаголеши, а притчи ни коеяже не глаголеши.3 Ты ничего не говоришь теперь прикровенно, мы понимаем, что Ты теперь говоришь.

Стих 50. Ныне вемы, яко веси вся и не требуеши, да кто Тя вопрошает...4 Так говорят ученики потому, что предыдущая речь Спасителя доставила им великое утешение. Они узнали, что Иисус Христос воскреснет и опять будет учить их, – что их будет любить Бог Отец. Первое внушало ученикам надежду на помощь, а второе – уверенность в правоте веры их. Все это они тогда хорошо уже поняли. Итак, ученики говорят: ныне вемы, яко веси вся, даже тайны людей, и не требуеши, да кто Тя вопрошает, о чем хочет узнать, потому что Ты Сам предупреждаешь и разрешаешь недоумение. Так, когда и мы спрашивали друг друга, что означают слова: вмале, и ктому не видите Мене: и паки вмале, и узрите Мя и т.д., хотя мы не обращались к Тебе с вопросом , однако Ты объяснил нам это и успокоил наши мысли.

Стих 30-31... О сем веруем, яко от Бога изшел еси. Отвеща им Иисус: ныне ли веруете?5 Как бы в благодарность Господу за Его прежние слова, ученики сами сказали: поэтому мы вполне веруем, что Ты послан от Бога, что Ты Сын Божий. А Иисус Христос, порицая несовершенную еще веру учеников, сказал: ныне ли совершенно веруете? Еще нет: в этом обличит вас наступившее уже время.

Стих 32. Се, грядет час, и ныне прииде, да разыдетеся кийждо во своя и Мене единаго оставите...6 Под часом, или временем, Иисус Христос разумеет здесь нападение сообщников Иуды предателя, когда ученики, оставив Его, все бежали, как пишет евангелист Матфей (26, 56), тогда действительно страх обнаружил несовершенную веру учеников, так как они соблазнились несколько страданиями Спасителя.

Стих 22... И несмь един, яко Отец со Мною есть.7 Он всегда со Мною, потому что Мы нераздельны.

Стих 33. Сия глаголах вам, да во Мне мир имате…1 Это сказал Я вам не с тем, чтобы сообщить вам совершенное знание, но чтобы вы не соблазнялись о Мне и не смущались, когда Меня возьмут, свяжут и поведут, когда и многое другое Я претерплю, как Человек.

Стих 33... В мире скорбни будете..., не только в то время, когда Я буду страдать, но вообще до тех пор, пока вы будете жить в этом мире. Настоящая жизнь есть некоторого рода ристалище2, место для упражнения борцов за Бога и испытания любящих Меня. Прежде еще Иисус Христос сказал: узкая врата, и тесный путь вводяй в живот (Мф. 7, 14). А чтобы ученики совершенно не упали духом, слыша, что всю свою жизнь они будут испытывать скорби, Иисус Христос ободряет их, говоря:

Стих 33... Но дерзайте, (яко) Аз победих мир,3 т.е. зло и злого отца этого мира. Выше было сказано, что князь мира сего осужден (Ин. 16, 11), т.е. побежден. Итак, не бойтесь: если Учитель победил, то победили и ученики, подражающие своему Учителю. Причиняющие разные бедствия и убивающие тело сами будут побеждены душой вашей, и отняв у вас то, что можно отнять, сами будут побеждены тем, чего отнять нельзя.

ГЛАВА XVII

Стих 1. Сия глагола Иисус и возведе очи Свои на небо... После увещания Иисус Христос как Человек обращается к молитве, научая этим людей – обращаться во время испытаний к Богу и, пренебрегая всем остальным, к Нему прибегать и у Него просить помощи. Теперь Иисус Христос поднимает Свои глаза к небу, научая этим нас молиться напряженно и ничем не развлекаясь; а в другой раз Он падает на лицо Свое (Мф. 26, 39), внушая нам во время молитвы иметь смирение и сердечное сокрушение. Он пришел не только для того, чтобы показать Себя, но чтобы и научить добродетели, и не только словом, но и делом: такова обязанность истинного учителя.

Стих 1... и рече: Отче, прииде час..., время страданий, или смерти, о котором Иисус Христос говорил: время Мое не у прииде (Ин. 7, 6), – время, которое воплотившийся Бог назначил для воспринятого Им человека.