Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 22... И несмь един, яко Отец со Мною есть.7 Он всегда со Мною, потому что Мы нераздельны.

Стих 33. Сия глаголах вам, да во Мне мир имате…1 Это сказал Я вам не с тем, чтобы сообщить вам совершенное знание, но чтобы вы не соблазнялись о Мне и не смущались, когда Меня возьмут, свяжут и поведут, когда и многое другое Я претерплю, как Человек.

Стих 33... В мире скорбни будете..., не только в то время, когда Я буду страдать, но вообще до тех пор, пока вы будете жить в этом мире. Настоящая жизнь есть некоторого рода ристалище2, место для упражнения борцов за Бога и испытания любящих Меня. Прежде еще Иисус Христос сказал: узкая врата, и тесный путь вводяй в живот (Мф. 7, 14). А чтобы ученики совершенно не упали духом, слыша, что всю свою жизнь они будут испытывать скорби, Иисус Христос ободряет их, говоря:

Стих 33... Но дерзайте, (яко) Аз победих мир,3 т.е. зло и злого отца этого мира. Выше было сказано, что князь мира сего осужден (Ин. 16, 11), т.е. побежден. Итак, не бойтесь: если Учитель победил, то победили и ученики, подражающие своему Учителю. Причиняющие разные бедствия и убивающие тело сами будут побеждены душой вашей, и отняв у вас то, что можно отнять, сами будут побеждены тем, чего отнять нельзя.

ГЛАВА XVII

Стих 1. Сия глагола Иисус и возведе очи Свои на небо... После увещания Иисус Христос как Человек обращается к молитве, научая этим людей – обращаться во время испытаний к Богу и, пренебрегая всем остальным, к Нему прибегать и у Него просить помощи. Теперь Иисус Христос поднимает Свои глаза к небу, научая этим нас молиться напряженно и ничем не развлекаясь; а в другой раз Он падает на лицо Свое (Мф. 26, 39), внушая нам во время молитвы иметь смирение и сердечное сокрушение. Он пришел не только для того, чтобы показать Себя, но чтобы и научить добродетели, и не только словом, но и делом: такова обязанность истинного учителя.

Стих 1... и рече: Отче, прииде час..., время страданий, или смерти, о котором Иисус Христос говорил: время Мое не у прииде (Ин. 7, 6), – время, которое воплотившийся Бог назначил для воспринятого Им человека.

Стих 1… Прослави Сына Твоего... страданиями за мир. Для Меня, как Господа, будет славой пострадать за рабов Своих и показать людям Свое великое человеколюбие, так как все народы узнают, что Я Бог, и прибегнут ко Мне. И апостол Павел говорит, что Иисус Христос так возлюбил нас, что предал Себя за нас (Гал. 2, 20; Еф. 5, 2). Или: прослави Сына Твоего..., явив во время страданий Моих удивительные и страшные знамения и показав этим, что Я – истинный Твой Сын. Это же самое было сказано и при объяснении изречения: ныне прославися Сын Человеческий (Ин. 13,31).

Стих 1... Да и Сын Твой прославит Тя... славою Своею, так как и Ты прославишься, когда все народы уверуют в Меня. Они уверуют и в Тебя за то, что Ты не пощадил для них Сына Своего, – и Моя слава будет и Твоей славой (Желая быть прославленным, Иисус Христос показал, что Он добровольно идет на крестную смерть. Затем Он высказывает причину, почему Он желает быть прославленным).

Стих 2. Якоже дал еси Ему власть всякия плоти…4 Иисус Христос говорит: прослави Сына Твоего, так как Ты дал Ему власть над всеми народами, чтобы прославляться ими; потому что в Писании сказано: и дам ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли (Пс. 2, 8)5 (Прослави Сына Твоего, так как Ты благоволил, чтобы Его узнала и прославляла вся вселенная. Когда Иисус Христос высказывает Свое желание прославиться, или когда употребляет выражение дал еси и т.п., то конечно, говорит о Себе уничиженно и для объяснения различных планов Божественного Домостроительства, как об этом уже сказано несколько раз, – или же Он говорит это, как Человек).

Стих 2... Да всяко, еже дал еси Ему, даст им живот вечный.1 Если же некоторые не уверовали и не получили вечной жизни, то это их собственная вина. Бог Отец благоволил, чтобы Сын всех покорил через веру в Себя, чтобы все стали под ярмо Его заповедей. Сын Божий также всем людям дал через апостолов Свое Евангелие, которое сообщило бы всем людям познание Бога, или что то же – вечную жизнь (Если же некоторые не покорились вере, не приняли закона, то конечно, они сами виновны в своей погибели, так как Спаситель никого не принуждает насильно. Добродетель – есть дело свободной воли).

Стих 3. Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и егоже послал еси Иисуса Христа.2 И действительно, вечную жизнь доставляет Богопознание, соединенное с верой и добрыми делами, а вера без дел мертва есть (Иак. 2, 20). Бога Отца Иисус Христос назвал единым истинным Богом, в отличие от богов ложных, – богов по имени только, а не на самом деле. О Себе Иисус Христос не говорит, что и Он не истинный Бог. Каким образом мог о Себе сказать это Тот, Который называет Себя истиною, говоря: Аз есмь... истина (Ин. 14, 3), и объявляет Себя равным Отцу, как во многих других случаях, так и в том, когда говорит: Аз и Отец едино есма (Ин. 10, 30)? (Итак, Иисус Христос не говорит в этот раз и о Себе, что и Он есть истинный Бог, потому именно, что это было уже известно из прежнего Его учения. Не упоминает Он здесь и о Святом Духе, потому что о Нем было уже изложено ясное учение, именно как об Утешителе, Который наставит учеников на всякую истину).

Стих 4. Аз прославих Тя на земли...3 Иисус Христос прибавил – на земли, потому что на небе Бог был прославлен, так как имел славу, так сказать, от природы и Ему поклонялись Ангелы. Значит, Он говорит здесь не о той славе, которую Бог Отец имел по самому существу Своему и которой Он обладал вполне, хотя бы никто не прославлял Его, – а о той, которая воздается Ему почитанием людей. Такой же смысл имеют и слова: прослави Сына Твоего. А чтобы мы знали, что Он действительно об этой славе говорит, Сам Он прибавил:

Стих 4... Дело соверших, еже дал еси Мне да сотворю...,4 разумеется – евангельская проповедь. Но это дело только начиналось еще; как же Иисус Христос говорит: соверших? Потому что Он исполнил уже то, что относилось собственно к Нему. Или – о будущем Он говорит здесь, как о совершившемся уже; или же говорит так потому, что Он насадил уже корень всех благ, который, без сомнения, принесет плод. Итак, Иисус Христос прославил Бога Отца на земле тем, что всей вселенной Он сообщил уже познание Его через Евангелие, которое апостолы будут проповедовать по всему миру: во всю землю, сказано, изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18, 5; Рим. 10, 18),5 – прославил и тем, что приписывал Богу Отцу все, и Свое учение, и чудеса.