Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 18. Якоже Мене послал еси в мир, и Аз послах их в мир.8 Как Ты, желая спасения людей, послал Меня, так и Я, желая того же, послал их; или: как Ты, будучи Моим Отцом, послал Меня, так и Я, будучи их Отцом, послал их; но Ты – Отец Мне по естеству, а Я – Отец им, как Творец, Промыслитель и Учитель их. О будущем говорит Иисус Христос, как о совершившемся, потому что скоро уже Он должен послать Своих учеников.

Стих 19. И за них Аз свящу Себе...1 Я добровольно приношу Себя в жертву. Под освящением здесь Иисус Христос разумеет принесение в жертву, так как слово – освящение – может иметь и такое значение, кроме многих других.

Стих 19... Да и тии будут священи во истину...,2 чтобы и ученики Мои принесены были в истинную жертву, так как жертва законная была только прообразом, а не истиной, – чтобы и они были принесены в жертву так, как принесен был и Глава их. Или: да и тии будут священи во истину, как сами пожертвовавшие собою. Вменихомся, сказано в Писании, яко овцы заколения (Пс. 43, 23);3 и представите телеса ваша жертву живу (Рим. 12, 1).4 Значит, можно принести себя в жертву и не быть убитым. А чтобы кто-либо не подумал, что Иисус Христос говорит это только об апостолах, Он продолжает Свою речь.

Стихи 20-21. Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя, да вси едино будут...5 Опять Иисус Христос высказал и утешение ученикам, показывая, что через их проповедь и другие сделаются учениками.

Стих 21... Якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут.6 Как Ты в Моей любви и Я в Твоей, так и они пусть будут едино в Нас, т.е. по вере в Нас. Составляя одно по вере в Нас, они будут составлять одно и по взаимной любви между собою, так как Иисус Христос прежде говорил: имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя (Ин. 14, 21), и: сия есть заповедь Моя, да любите друг друга (Ин. 15, 12). Начав свою речь с любви и единомыслия, Иисус Христос в заключение возвращается к тому же, показывая этим, что любовь весьма желательна и приятна Богу.

Стих 21... Да (и) мир веру имет, яко Ты Мя послал еси...,7 чтобы и мир уверовал, что Ты Меня послал, поверив апостолам, которые будут проповедовать об этом. И ничто не будет служить таким препятствием для проповеди, как разделение проповедников, вследствие различия веры и взаимной вражды между собой. Если они будут спорить между собой, то скажут, что они ученики не миролюбивого Учителя; а если они ученики не миролюбивого Учителя, то, значит, они не Тобою, Отче, посланы; а если они будут между собой в согласии и будут исполнять Мои заповеди, то все узнают, что они – Мои ученики, и что Ты, Отче, Меня послал.

Стих 22. И Аз славу, юже дал еси Мне, дах им…,8 славу, которую они приобрели учением и чудесами, или даже согласием между собою, так как они не менее прославились последним, чем первыми. Иисус Христос сказал – дах, указывая этим на Свое достоинство и равенство чести с Отцом, как это Он часто делает и в других местах.

Стих 22... Да будут едино, якоже Мы едино есма.9 Эти слова и прежде были сказаны, и выше объяснены уже. Иисус Христос опять повторяет их, желая сильнее запечатлеть их в сердцах учеников, как весьма важные.

Стих 23. Аз в них, и Ты во Мне... Я пребываю в них, и Ты во Мне, т.е. Я и Ты пребываем в них; как же Мы можем не сохранить их? (И прежде Иисус Христос сказал: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима (Ин. 14, 23). Но Я, говорит Иисус Христос, в них, как Бог по вере их, а Ты во Мне, как Отец по естеству).

Стих 23... Да будут совершени во едино…10 в единство, в согласие. Как раздор разъединяет, так согласие соединяет.

Стих 23... И да разумеет мир, яко Ты Мя послал еси...2 И прежде Иисус Христос говорил: да и мир веру имет, яко Ты Мя послал еси (ст. 21); а теперь повторяет то же самое, чтобы они непременно пребывали в единении, зная, что это особенно привлекает к вере людей.

Стих 23... И возлюбил еси их, якоже Мене возлюбил еси.3 Доказательством любви Божией к людям служило то, что Он не пощадил для них Своего Сына. И здесь якоже указывает не на равенство, а только на некоторое подобие, как и прежде указывалось (Часто же повторяет это слово Иисус Христос для того, чтобы доставить ученикам некоторое утешение таким сравнением и внушить большую смелость. До сих пор Иисус Христос вел речь о любви и согласии, а дальше Он будет говорить о наградах и венцах, предназначенных после настоящей жизни, чтобы еще больше ободрить Своих последователей).

Стих 24. Отче, дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною...,4 т.е. в Царстве Твоем, царствуя вместе со Мною.

Стих 24... Да видят славу Мою, юже дал еси Мне...5 славу Божества, которую Ты дал Мне, не как меньшему или рожденному после, но как виновник, т.е. как родивший Меня (Но когда же Бог Отец дал эту славу Сыну? Разумеется – когда родил; а когда же Он родил?... Предложенный вопрос восходит за пределы времени: это непостижимо. Вместе с бытием Своим Отец родил Сына, и не было времени когда Бог Отец не был Отцом. Так как выражение дал еси могло возбудить у некоторых соблазн и показаться унизительным для Сына, то Иисус Христос предупреждает это последующими словами).