Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 24... Яко возлюбил Мя еси прежде сложения мира...,6 т.е. прежде веков, – как обыкновенно Священное Писание выражает вечность. И не сказал Иисус Христос: чтобы они участвовали в Моей славе, но: да видят славу Мою. Первое для них невозможно, а все блаженство их будет состоять в том, что они, по словам апостола Павла, будут откровенным лицем славу Господню взирающе (2 Кор. 3, 18). И действительно, величайшая слава – созерцать Его славу.

Стих 25. Отче Праведный... Праведным называет здесь Иисус Христос Бога Отца за то, что Он благоволил, чтобы Его познали не одни только иудеи, но и все люди, чтобы все спаслись и никто не погиб вследствие незнания Бога. Это свойственно величайшей правде и благости.

Стих 25... И мир Тебе не позна... Все другие народы не познали Тебя, потому что они служат идолам, а иудеи потому, что по своей злонамеренности не признают Тебя Отцом Моим.

Стих 25... Аз же Тя познах...7 по природе.

Стих 25... И сии познаша, яко Ты Мя послал еси.8 И ученики Мои узнали это из Моего учения и Божественных дел.

Стих 26. И сказах им имя Твое...9 имя Отца. Это и прежде Иисус Христос говорил, и теперь повторяет.

Стих 26... И скажу... больше через Духа Святого. Видишь, что как Отец говорит через Духа Святого, так и Сын открывает через Него ученикам, что хочет. Из этого опять-таки открывается равночестность и единомыслие Пресвятой Троицы.

Стих 26... Да любы, еюже Мя еси возлюбил, в них будет.1 Я, говорит Иисус Христос, открою им еще больше Твое имя, чтобы после того как имя это будет им вполне открыто и они узнают, что Я – истинный Сын Твой и возлюбленный по природе, – чтобы после этого и между ними обнаруживалась такая же истинная и естественная любовь.

Стих 26... И Аз в них... и чтобы Я больше пребывал в них, вследствие большей веры их, так как они совершеннее узнают Меня. И так Иисус Христос оканчивает Свою беседу речью о любви, которая есть исполнение всех добродетелей.

ГЛАВА XVIII

Стих 1. (И) сия рек Иисус, изыде со ученики Своими на онпол потока Кедрска, идеже бе вертоград, в Оньже вниде Сам и ученицы Его.2 Найди в двадцать шестой главе Евангелия от Матфея то место, где говорится: и воспевше изыдоша в гору Елеонску (Мф. 26, 30), и прочитай объяснение его; там найдешь объяснение и этого стиха. То же самое, впрочем, нужно сказать и о последующих стихах, которые пространнее и обстоятельнее объяснены нами при толковании Евангелия от Матфея.

Стих 2. Ведяше же (и) Иуда предаяй Его место...3 Далее евангелист говорит, откуда Иуда знал это.

Стих 2... Яко множицею собирашеся Иисус ту со ученики Своими...4 часто проводил там ночи.

Стих 3. Иуда убо приемь спиру и от архиерей и фарисей слуги, прииде тамо со светилы и свещами и оружии.5 Прибегли к оружию, опасаясь последователей Иисуса Христа. По этой же причине они и пришли поздно ночью. Об этом сказано при объяснении слов двадцать шестой главы Евангелия от Матфея (ст. 47): и еще Ему глаголющу, се, Иуда, един от Обоюнадесяте, прииде. Все, случившееся до этого, Иоанн опустил, как рассказанное другими евангелистами, – что он делает очень часто.