Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 26... Да любы, еюже Мя еси возлюбил, в них будет.1 Я, говорит Иисус Христос, открою им еще больше Твое имя, чтобы после того как имя это будет им вполне открыто и они узнают, что Я – истинный Сын Твой и возлюбленный по природе, – чтобы после этого и между ними обнаруживалась такая же истинная и естественная любовь.

Стих 26... И Аз в них... и чтобы Я больше пребывал в них, вследствие большей веры их, так как они совершеннее узнают Меня. И так Иисус Христос оканчивает Свою беседу речью о любви, которая есть исполнение всех добродетелей.

ГЛАВА XVIII

Стих 1. (И) сия рек Иисус, изыде со ученики Своими на онпол потока Кедрска, идеже бе вертоград, в Оньже вниде Сам и ученицы Его.2 Найди в двадцать шестой главе Евангелия от Матфея то место, где говорится: и воспевше изыдоша в гору Елеонску (Мф. 26, 30), и прочитай объяснение его; там найдешь объяснение и этого стиха. То же самое, впрочем, нужно сказать и о последующих стихах, которые пространнее и обстоятельнее объяснены нами при толковании Евангелия от Матфея.

Стих 2. Ведяше же (и) Иуда предаяй Его место...3 Далее евангелист говорит, откуда Иуда знал это.

Стих 2... Яко множицею собирашеся Иисус ту со ученики Своими...4 часто проводил там ночи.

Стих 3. Иуда убо приемь спиру и от архиерей и фарисей слуги, прииде тамо со светилы и свещами и оружии.5 Прибегли к оружию, опасаясь последователей Иисуса Христа. По этой же причине они и пришли поздно ночью. Об этом сказано при объяснении слов двадцать шестой главы Евангелия от Матфея (ст. 47): и еще Ему глаголющу, се, Иуда, един от Обоюнадесяте, прииде. Все, случившееся до этого, Иоанн опустил, как рассказанное другими евангелистами, – что он делает очень часто.

Стихи 4-6. Иисус же ведый вся грядущая Нань, изшед рече им: кого ищете; Отвещаша Ему: Иисуса Назореа. Глагола им Иисус: Аз есмь. Стояше же и Иуда, иже предаяше Его, с ними. Егда же рече им: Аз есмь, идоша вспять и падоша на земли.6 Зная, как Бог, все, что с Ним будет, Иисус Христос вышел и спокойно спросил их, как Человек. Тут же стоял вместе с пришедшими и предатель, но и он не мог узнать Иисуса Христа ни по виду, ни по голосу. Этим Иисус Христос показал, что против Его воли не только не могли бы взять Его, но и увидеть. В вышеупомянутой главе говорится и об этом.

Стихи 7-8. Паки убо вопроси их (Иисус): кого ищете; Они же реша: Иисуса Назореа. Отвеща Иисус: рех вам, яко Аз есмь...7 Иисус Христос Сам открывает Себя, научая этим учеников не прибегать к лжи во время опасностей и убеждая их, что Он добровольно отдает Себя убийцам.

Стихи 8-9... Аще убо Мене ищете, оставите сих ити: да сбудется слово, еже рече, яко ихже дал еси Мне, не погубих от них ни когоже.1 Да сбудется слово – это евангелист говорит от себя. Обращаясь к Богу Отцу, Иисус Христос сказал пред этим: ихже дал еси Мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный (Ин. 17, 12). Следовательно – не погубих от них ни когоже значит то же, что: никтоже от них погибе. Никто из них, говорит Иисус Христос, не погиб по Моей вине, или – никого из них Я не потерял по Своей вине.

Стих 10. Симон же Петр, имый нож, извлече его и удари архиереова раба и уреза ему ухо десное: бе же имя рабу Малх.2 Об этом сказано и в вышеупомянутой главе Евангелия от Матфея: и се, един от сущих со Иисусом, простер руку, извлече нож свой (26, 51). (А Иоанн обозначил и имя раба, которого ударил Петр, и часть тела, по которой он ударил, для большей ясности дела, не только потому, что Иисус Христос тотчас же исцелил раба, как мы знаем из Евангелия Луки (22, 51), но и потому, что этот раб спустя немного ударил по лицу Иисуса Христа, как пояснил Златоуст).

Стих 11. Рече убо Иисус Петрови, вонзи нож в ножницу: Чашу, юже даде Мне Отец, не имам ли пити ея?3 Под чашею разумеется смерть. Итак, Иисус Христос говорит: неужели Мне не претерпеть смерти, на которую благоволил Мой Отец? такое значение имеет слово – даде, – напротив, Я претерплю ее, потому что желаю того же, чего желает и Отец. В вышеупомянутой главе есть и об этом.

Стихи 12-13. Спира же и тысящник и слуги Иудейстии яша Иисуса и связаша Его, и ведоша Его ко Анне первее: бе бо тесть Каиафе, иже бе архиерей лету тому.4 (От радости они хвастались этим делом, как бы представляя какой-либо трофей. И ведоша Его ко Анне первее, так как Каиафа, который был в том году первосвященником, почитал его, как отца, вследствие таких родственных связей). Прочитай также изъяснение в двадцать шестой главе Евангелия Матфея слов: (воини) же емше Иисуса ведоша к Каиафе архиереови (ст. 57).

Стих 14. Бе же Каиафа давый совет Иудеом, яко уне есть единому человеку умрети за люди.5 Для того, чтобы кто-либо, услышав о том, что Иисус Христос был связан, не смутился, евангелист напоминает ему о пророчественном изречении Каиафы, показывая, что Иисус Христос умирал для пользы народа, т.е. для спасения людей, – как высказался Каиафа.