Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 5. Изыде же вон Иисус, нося терновен венец и багряну ризу.2 (Пилат вывел Иисуса Христа в такой позорной одежде, чтобы иудеи, видя такое бесчестие своего врага, удовлетворились этим и успокоились).

Стих 5... И глагола им: се, Человек... Человеком назвал Пилат Иисуса Христа из сострадания, чтобы и у них возбудить сострадание к Нему.

Стих 6. Егда же видеша Его архиерее и слуги, возопиша глаголюще: распни, распни Его. Лишь только увидели они Иисуса Христа, как подобно разъяренным псам неистово залаяли на Него (и подобно диким зверям, почувствовавшим добычу, тотчас же бросились на Него. Упоенные ненавистью, они совершенно потеряли рассудок и неистово требовали смерти Иисуса Христа).

Стих 6... Глагола им Пилат: поимите Его вы и распните, аз во не обретаю в Нем вины...,3 вы, несправедливые. Разгневанный насилием и бесстыдством иудеев, Пилат предоставил Иисуса Христа их воле.

Стих 7… Отвещаша ему Иудее: мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори...,4 разумеется – по естеству. Так сказали иудеи, чтобы отклонить от себя обвинение в несправедливости. Не зная что делать, они перескочили уже к другому обвинению. Но что же Иисус Христос? В то время как на Него возводили такие обвинения, Он молчал, исполняя пророчество: не отверзает уст Своих (Ис. 53, 7).

Стих 8. Егда убо слыша Пилат сие слово, паче убояся…5 того, что, может быть, Иисус Христос действительно был Бог и мог наказать его, потерпев от него такое поругание.

Стих 9. И вниде в претор паки и глагола Иисусови: откуду еси Ты?...6 Уже не спрашивает Его: что еси сотворил (Ин. 18, 35)? а – откуду еси Ты? с небес или от земли?

Стих 9... Иисус же ответа не даде ему. То, о чем теперь спрашивал Пилат, он уже знал, потому что он слышал от Иисуса Христа: Царство Мое несть от мира сего (Ин. 18, 36). (И как тогда слабо защищая Иисуса Христа, он не принес никакой пользы, так и теперь он не принес бы никакой пользы, будучи малодушным и боязливым).

Стих 10. Глагола же Ему Пилат: мне ли не глаголеши; не веси ли, яко власть имам распяти Тя и власть имам пустити Тя?7 И боится и стращает. Разгневанный тем, что Иисус Христос не ответил ему, хотя он старался даже защитить Его, Пилат угрожает своей властью. Безумный! Если ты имеешь власть отпустить Его, почему же не отпускаешь, хотя и знаешь, что Он не виновен, и несколько раз уже засвидетельствовал это о Нем?

Стих 11. Отвеща Иисус: не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше…8 Ответил, чтобы упрекнуть Пилата за превозношение властью, и сказал: не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше, показывая этим, что Он страдает по Божественному предопределению. А чтобы Пилат, услышав это, не счел себя совершенно невинным, Иисус Христос присоединил:

Стих 11... Сего ради предавый Мя тебе болий грех имать.9 Так как ты имеешь власть и не отпускаешь, то и ты не свободен от греха, хотя и меньшего, чем грех тех, которые предали Меня тебе: они – человекоубийцы, а ты – слабый и легкомысленный.

Стих 12. От сего искаше Пилат пустити Его...,1 пораженный словами Иисуса Христа; между тем, как иудеи, которые часто видели и Божественные дела Его, еще больше бесновались.

Стих 12... Иудее же вопияху, глаголюще: аще Сего пустиши, неси друг кесарев: всяк, иже царя себе творит, противится кесарю.2 Видя, что ссылка на закон оказалась бесполезной, и зная, что Пилат хочет отпустить Иисуса Христа, иудеи опять обращаются к обвинению Его в домогательстве царской власти, – к обвинению, на которое Пилат не мог не обратить внимания, боясь Кесаря. Неси друг, т.е. не благорасположен; противится, т.е. восстает против. Но почему вы обвиняете Его в домогательстве царской власти, чем вы можете доказать это? Порфирой ли, или диадемой, или колесницей, или другой какой-либо принадлежностью, или знаком царской власти? Не свидетельствует ли об Его уничижении все, как пища, как одежда, как жилище, так и все прочее? Ходил Он в сопровождении только Своих двенадцати учеников, жалких по виду, а то большей частью и Сам.

Стих 13. Пилат убо слышав сие слово, изведе вон Иисуса и седе на судищи, на месте глаголемем Лифостротон, еврейски же Гаввафа.3 Думая, что он оскорбит Кесаря и подвергнет себя опасности, если не обратит внимание и оставит без разбора такое обвинение иудеев, Пилат вывел Иисуса Христа из претории и публично сел на судейском месте, чтобы все присутствовавшие были свидетелями разбирательства дела.