Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 32. Приидоша же воини...,3 которые получили приказание от Пилата.

Стих 32... И первому убо пребиша голени...,4 распятому с правой стороны Иисуса Христа.

Стих 32... И другому распятому с Ним..., т.е. с Иисусом Христом.

Стих 33. На Иисуса же пришедше, яко видеша Его уже умерша, не пребиша Ему голений.5 После этого воины подошли к Иисусу Христу, желая и этим высказать презрение к Нему в угоду иудеям.

Стих 34. Но един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода.6 Чудесное дело и ясно показывающее, что прободенный больше человека. Из мертвого человека, хотя бы кто-либо тысячу раз его пронзил, не пойдет кровь. Итак, Спаситель пронзается копьем в ребро, потому что было прободено грехом и ребро Адама, т.е. Ева, и прободение ребра исцеляет прободением же ребра. Источает же кровь и воду, указывая этим на два новых крещения, на крещение кровью мученичества и на крещение водой возрождения, – и струями крови и воды потопляет струю греха (Иначе: Спаситель источает два источника, водой очищая Церковь, а кровью питая ее, так как водой мы возрождаемся, а Божественной Кровью и Телом питаемся. Поэтому, когда ты приступаешь к Страшной Чаше, веруй, что будешь пить из самого ребра Господня и в таком именно настроении подходи. Затем, желая подтвердить такое чудо, евангелист говорит):

Стих 35. И видевый свидетелствова…7 Это записал тот, который сам видел это, а не слышал от другого.

Стих 35... И истинно есть свидетелство его..., потому что он видел то, о чем свидетельствует, и в особенности потому, что он пишет и о поругании над Учителем. Таким поруганием было прободение ребра Его, хотя и последовало при этом чудо.

Стих 35... И той весть, яко истину глаголет…8 Он достоверно знает это, потому что присутствовал тогда и видел, хотя иудеи и упрекают его во лжи.

Стих 35... Да вы веру имете. Иоанн записал это, чтобы вы, уверовавшие во Христа, поверили и этому.

Стих 36. Быша бо сия, да сбудется Писание...,9 которое написано в законе Моисеевом, и говорит:

Стих 36... Кость не сокрушится от Него. Хотя, по-видимому, это было написано о прообразовательном агнце, однако, в действительности, оно написано было об Агнце истинном, предсказывая то, что исполнилось теперь.

Стих 37. И паки другое Писание глаголет...,10 пророческое (Вероятно, следующее изречение было выброшено иудеями после того, как сделалось известным Евангелие, потому что теперь его нигде нет, – или же под другим писанием разумеются здесь так называемые апокрифические книги).

Стих 37... Воззрят Нань, Егоже прободоша.11. Воззрят на Него, грядущего с неба в день суда. И узрят, говорит Иисус Христос, Сына Человеческаго грядуща на облацех небесных с силою и славою многою (Мф. 24, 30).

Стих 38. По сих же моли Пилата Иосиф, иже от Аримафеа, сый ученик Иисусов, потаен же страха ради Иудейска, да возмет тело Иисусово...1 Прочитай объяснение этих слов в толковании того места двадцать седьмой главы Евангелия от Матфея, где сказано: позде же бывшу, прииде человек богат от Аримафеа, именем Иосиф (Мф. 27, 57).2