Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 35... И той весть, яко истину глаголет…8 Он достоверно знает это, потому что присутствовал тогда и видел, хотя иудеи и упрекают его во лжи.

Стих 35... Да вы веру имете. Иоанн записал это, чтобы вы, уверовавшие во Христа, поверили и этому.

Стих 36. Быша бо сия, да сбудется Писание...,9 которое написано в законе Моисеевом, и говорит:

Стих 36... Кость не сокрушится от Него. Хотя, по-видимому, это было написано о прообразовательном агнце, однако, в действительности, оно написано было об Агнце истинном, предсказывая то, что исполнилось теперь.

Стих 37. И паки другое Писание глаголет...,10 пророческое (Вероятно, следующее изречение было выброшено иудеями после того, как сделалось известным Евангелие, потому что теперь его нигде нет, – или же под другим писанием разумеются здесь так называемые апокрифические книги).

Стих 37... Воззрят Нань, Егоже прободоша.11. Воззрят на Него, грядущего с неба в день суда. И узрят, говорит Иисус Христос, Сына Человеческаго грядуща на облацех небесных с силою и славою многою (Мф. 24, 30).

Стих 38. По сих же моли Пилата Иосиф, иже от Аримафеа, сый ученик Иисусов, потаен же страха ради Иудейска, да возмет тело Иисусово...1 Прочитай объяснение этих слов в толковании того места двадцать седьмой главы Евангелия от Матфея, где сказано: позде же бывшу, прииде человек богат от Аримафеа, именем Иосиф (Мф. 27, 57).2

Стихи 38-40... И повеле Пилат. Прииде же и взят тело Иисусово. Прииде же и Никодим, пришедый ко Иисусови нощию прежде, нося смешение смирнено и алойно, яко литр сто. Прияста же тело Иисусово и обвиста е ризами со ароматы, якоже обычай есть Иудеом погребати.3 Все это объяснено при толковании дальнейших слов вышеупомянутой двадцать седьмой главы Евангелия от Матфея. А о том, когда Никодим приходил к Иисусу Христу ночью, сказано в третьей главе этого Евангелия (Будем же и мы подражать этому благообразному члену синедриона, благопристойно думая о причащении Тела Господня, усердно намащая его благовониями добродетелей, обвивая его пеленами чистой совести и полагая в новом и совершенно чистом гробу своего сердца).

Стихи 41-42. Бе же на месте, идеже распятся, верт, и в верте гроб нов, в немже николиже никтоже положен бе. Ту убо пятка ради Иудейска, яко близ бяше гроб, положиста Иисуса.4 При толковании двадцать седьмой главы Евангелия от Матфея сказано и об этом. Иосиф и Никодим хотели положить тело Иисуса Христа в другом лучшем гробе дальше от города, но ради пятницы иудейской, т.е. празднуемой иудеями с вечера, когда нельзя было ни пойти далеко, ни сделать ничего другого, и в особенности же потому, что уже наступала Пасха, они положили тело Его в ближайшем гробу. Так уже устроило Божие Провидение, чтобы и жены могли посмотреть, где тело полагается, и ученики могли придти вследствие близости и видеть совершившиеся там чудеса.

ГЛАВА XX

Стих 1. Во едину же от суббот...5 Прочитай объяснение первого стиха двадцать восьмой главы Евангелия от Матфея: в вечер же субботный, свитающи во едину от суббот...

Стихи 1-2... Мариа Магдалина прииде заутра, еще сущей тме, на гроб, и виде камень взят от гроба. Тече убо и прииде к Симону Петру и к другому ученику, егоже любляше Иисус, и глагола има: взяша Господа от гроба, и не вем, где положиша Его.6 И в этом месте Иоанн умалчивает о других женах, потому что о них было сказано уже у других евангелистов, а говорит о Марии Магдалине, потому что об этом умалчивают другие. Затем прочитай толкование вышеуказанной двадцать восьмой главы Евангелия от Матфея, начиная со слов: в вечер же субботный, свитающи во едину от суббот (ст. 1)7 до того места, где сказано: единии же надесяте ученицы идоша в Галилею (ст. 16);8 там найдешь объяснение приведенных стихов и соглашение повествований четырех евангелистов. Петру и Иоанну говорит Мария Магдалина, потому что Петр был первым из учеников, а Иоанн – возлюбленным, и оба они больше других любили Господа: они одни только последовали за Иисусом Христом, когда иудеи, связав, повели Его к Анне и Каиафе.

Стих 3. Изыде же Петр и другий ученик и идяста ко гробу.1 Никому из остальных учеников они ничего не сказали; кроме того, по горячности, не обратили внимания даже на иудеев и стражу при гробе.

Стих 4. Течаста же оба вкупе...,2 соперничая в обнаружении своей ревности.