Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стихи 38-40... И повеле Пилат. Прииде же и взят тело Иисусово. Прииде же и Никодим, пришедый ко Иисусови нощию прежде, нося смешение смирнено и алойно, яко литр сто. Прияста же тело Иисусово и обвиста е ризами со ароматы, якоже обычай есть Иудеом погребати.3 Все это объяснено при толковании дальнейших слов вышеупомянутой двадцать седьмой главы Евангелия от Матфея. А о том, когда Никодим приходил к Иисусу Христу ночью, сказано в третьей главе этого Евангелия (Будем же и мы подражать этому благообразному члену синедриона, благопристойно думая о причащении Тела Господня, усердно намащая его благовониями добродетелей, обвивая его пеленами чистой совести и полагая в новом и совершенно чистом гробу своего сердца).

Стихи 41-42. Бе же на месте, идеже распятся, верт, и в верте гроб нов, в немже николиже никтоже положен бе. Ту убо пятка ради Иудейска, яко близ бяше гроб, положиста Иисуса.4 При толковании двадцать седьмой главы Евангелия от Матфея сказано и об этом. Иосиф и Никодим хотели положить тело Иисуса Христа в другом лучшем гробе дальше от города, но ради пятницы иудейской, т.е. празднуемой иудеями с вечера, когда нельзя было ни пойти далеко, ни сделать ничего другого, и в особенности же потому, что уже наступала Пасха, они положили тело Его в ближайшем гробу. Так уже устроило Божие Провидение, чтобы и жены могли посмотреть, где тело полагается, и ученики могли придти вследствие близости и видеть совершившиеся там чудеса.

ГЛАВА XX

Стих 1. Во едину же от суббот...5 Прочитай объяснение первого стиха двадцать восьмой главы Евангелия от Матфея: в вечер же субботный, свитающи во едину от суббот...

Стихи 1-2... Мариа Магдалина прииде заутра, еще сущей тме, на гроб, и виде камень взят от гроба. Тече убо и прииде к Симону Петру и к другому ученику, егоже любляше Иисус, и глагола има: взяша Господа от гроба, и не вем, где положиша Его.6 И в этом месте Иоанн умалчивает о других женах, потому что о них было сказано уже у других евангелистов, а говорит о Марии Магдалине, потому что об этом умалчивают другие. Затем прочитай толкование вышеуказанной двадцать восьмой главы Евангелия от Матфея, начиная со слов: в вечер же субботный, свитающи во едину от суббот (ст. 1)7 до того места, где сказано: единии же надесяте ученицы идоша в Галилею (ст. 16);8 там найдешь объяснение приведенных стихов и соглашение повествований четырех евангелистов. Петру и Иоанну говорит Мария Магдалина, потому что Петр был первым из учеников, а Иоанн – возлюбленным, и оба они больше других любили Господа: они одни только последовали за Иисусом Христом, когда иудеи, связав, повели Его к Анне и Каиафе.

Стих 3. Изыде же Петр и другий ученик и идяста ко гробу.1 Никому из остальных учеников они ничего не сказали; кроме того, по горячности, не обратили внимания даже на иудеев и стражу при гробе.

Стих 4. Течаста же оба вкупе...,2 соперничая в обнаружении своей ревности.

Стих 4... И другий ученик тече скорее Петра и прииде прежде ко гробу,3 так как он был крепче телом.

Стих 5. И приник виде ризы лежащя...4, т.е. погребальные пелены.

Стих 5... Обаче не вниде...,5 испугавшись, или же удовлетворившись и этим.

Стих 6. Прииде же Симон Петр вслед его, и вниде во гроб...,6 ничего не боясь, чтобы только загладить вину прежней робости, или желая лучше исследовать дело. Итак, оба они победили друг друга, Иоанн – тем, что первый прибежал ко гробу, а Петр тем, что вошел во гроб (Найди в двадцать четвертой главе Евангелия от Луки место, где говорится: Петр же востав тече ко гробу (Лк. 24, 12), и прочитай объяснение его до слов: дивяся бывшему, – как необходимое и для понимания этого места).

Стихи 6-7... И виде ризы (едины) лежащя и сударь, иже бе на главе Его, не с ризами лежащь, но особь свит на единем месте.7 Оба эти обстоятельства служили несомненными признаками Воскресения. Если бы кто-либо перенес тело Иисуса Христа в другое место, то не обнажал бы его, и если бы кто-либо похитил, то не заботился бы о том, чтобы еще сложить как следует плат и положить его на едином месте, т.е. не на том, где были положены погребальные пелены, – а перенес бы или похитил бы тело так, как оно лежало, потому что он не тратил бы столько времени на совершенно лишнее дело, боясь быть пойманным на месте преступления и подвергнуться сильнейшему наказанию. Кроме того, смирна, с которой было погребено тело Иисуса Христа, весьма клейкое вещество, и она, конечно, очень крепко приклеила к Нему погребальные пелены, так что нельзя было и оторвать их. Поэтому-то пелены были положены отдельно одна от другой и плат был тщательно свернут, чтобы мы знали, что Иисус Христос воскрес со властью, никого и ничего не опасаясь. Сударь – это был небольшой плат, каким было покрыто и лицо умершего Лазаря.

Стих 8. Тогда убо вниде и другий ученик, пришедый прежде ко гробу...,8 приглашенный Петром.

Стих 8... И виде, и верова..., увидев несомненные доказательства Воскресения.