Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 39... и та суть свидетельствующая о Мне.3 Свидетельствуют о Мне от лица Отца, так как Он невидимо вдохновлял тех, которые писали их. Союз и здесь лишний, что является обыкновенной еврейской особенностью.

Стих 40. И не хощете приити ко Мне, да живот имате,4 разумеется – вечный. Затем, чтобы не подозревали, что Он говорит это из любви к славе, сказал:

Стих 41. Славы от человек не приемлю. Не люблю ее, так как не нуждаюсь в ней, подобно тому как солнце не нуждается в свете светильника. Но зачем же Иисус Христос говорил это? Чтобы всяким способом привлечь их к вере, через которую они могли иметь жизнь вечную.

Стих 42. Но разумех вы, яко любве Божия не имате в себе.5 Вы будто бы из-за любви к Богу отвергаете Меня за то, что Я делаю Себя равным Богу, но изобличаетесь во лжи, потому что Я узнал, что вы не любите Бога. Почему? Потому что вы не принимаете Того, о Ком Он свидетельствует и через Иоанна, и через дела, и через Писания. Подобно тому как прежде вы прогоняли Меня, когда считали противником Божиим, так и теперь вы должны были бы прибегнуть ко Мне, когда приведенными свидетелями истина доказана. Напрасно вы хвалитесь, что отвращаетесь от Меня из любви к Богу; делая это из зависти, вы только стараетесь скрыть ее.

Стих 43. Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене...6 Во имя Отца Моего, или посланный Отцом Своим, как Он свидетельствует и Я исповедую, но вы не принимаете Меня.

Стих 43... Аще ин приидет во имя свое, того приемлете.7 Говорит это об антихристе, который придет во имя свое, т.е. сам от себя, как будто бы он сам был Богом над всеми. Итак, Иисус Христос порицает иудеев за бесстыдство, так как они отвергали Его за то, что Он говорил, что знает Бога, и исповедал, что был послан Им, хотя и не изобличили Его в противлении Богу, – а принимали того, который говорил, что он не знает Бога, и хвастался, что пришел сам от себя, хотя весьма легко было узнать, что он противник Божий. Затем представляет и причину их неверия, именно – любовь к славе. Не желая, чтобы народ предпочитал им Иисуса Христа, они затыкали уши и закрывали глаза перед истиной, и делали все это для того, чтобы не потерять славы, которой они пользовались у народа.

Стих 44. Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще...,1 которая служит препятствием для этого.

Стих 44... и славы, яже от Единаго Бога, не ищете?2 Этой одной должно искать, презирая славу от людей, хотя вы поступаете наоборот. Заставив их замолчать всевозможными способами и показав, что они не достойны никакого снисхождения, Иисус Христос приводит для них обвинителем самого Моисея, законодателя их.

Стих 45. Не мните, яко Аз на вы реку ко Отцу...3 Слова имеют как бы характер вопроса. Хотя и должно было бы сделать это, но Я не сделаю, будучи незлобивым.

Стих 45… Есть, иже на вы глаголет, Моисей…,4 так как вы не веруете тому, что он написал о Мне, и таким образом не верите ему.

Стих 45… наньже вы уповаете,5 как на народного вождя, ходатая и посредника в делах ваших с Богом. Как относительно Писаний Иисус Христос сказал: вы мните в них имети живот вечный, так и относительно Моисей говорит: наньже – вы уповаете, – желая поймать их на том, что они считают своим.

Стих 46. Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте (убо и) Мне: о Мне бо той писа.6 Если бы вы считали его достойным веры, то уверовали бы и в Меня, так как он заповедал вам слушаться Меня.

Стих 47. Аще ли того писанием не веруете, како Моим глаголом веру имете?7 Если вы не верите Писаниям того, которого по преимуществу почитаете и благословляете, то как поверите словам Моим, которого вы особенно бесчестите и злословите? Как прежде Иисус Христос обличил в презрении Иоанна тех, которые, видимо, удивлялись ему, так и здесь показал неверие Моисею тех, которые думают, что верят ему; и всегда Он искусно обращает на голову их все то, что они считают для себя полезным. Итак, кто же нарушитель закона, тот ли, кто имеет законодателя своим защитником, или те, которые имеют его своим обвинителем?