Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 27... Сего бо Отец знамена Бог.2 Знамена, т.е. предопределил на то, чтобы дать вам эту пищу; или – открыл, явил Своим свидетельством, так как знаменовать (σφραγιξειν) значит и открывать, как например, приемый Его свидетельство, верова (εσφραγισε – запечатлел), яко Бог истинен есть (Ин. 3, 33).

Стих 28. Реша же к Нему: что сотворим, да делаем дела Божия?3 Делами Божиими они называют дела богоугодные. Спрашивают не для того, чтобы совершать их, но из лести, чтобы притвориться Его учениками и склонить к тому, чтобы Он дал им пищу.

Стих 29. Отвеща Иисус и рече им: се есть дело Божие, да веруете в Того, Егоже посла Он.4 Прежде Иисус Христос в различных местах учил, что Он послан от Бога.

Стих 30. Реша же Ему: кое убо Ты твориши знамение, да видим и веру имем Тебе; что делаеши?5 Обрати внимание на великое их безумие; незадолго перед этим Иисус Христос чудесно насытил их, но, сейчас же забыв о столь великом чуде, они просят знамения. Далее указывают и род чуда, которого просят.

Стих 31. Отцы наши ядоша манну в пустыни, якоже есть писано: хлеб с небесе даде им ясти.6 Написано это в книге Псалмов (Пс. 77, 24). Хотя пред их отцами было совершено много знамений, но они, вследствие господства над собой чрева, упоминают об этом, думая побудить и Иисуса Христа к совершению такого же самого чуда, которое насытило бы их. О забывчивые и неблагодарные! Разве вы не ели недавно в пустыне досыта хлеб и рыбу? И здесь можешь видеть не только их лесть, но и лукавство. Они не сказали: Моисей совершил это знамение, – думая, что обидят Иисуса Христа, если сравнят с Ним Моисея; не сказали они также, что совершил его Бог, чтобы не показалось, что они сравнивают его с Богом, а сказали безотносительно: отцы наши ядоша манну в пустыни. Что же Тот, Который устроит словеса своя на суде (Пс. 111, 5)? Не обличает их, но кротко отвечает, так как иногда должно с премудрою целью, как сказано выше, обличать, а иногда быть кротким.

Стих 32. Рече убо им Иисус: аминь, аминь глаголю вам, не Моисей даде вам хлеб с небесе; но Отец Мой дает вам хлеб истинный с небесе.7 Так как они думали, что манна была с неба в собственом смысле, потому что написано было: хлеб небесный даде им (Пс. 77, 24), – то Иисус Христос исправляет это ошибочное их мнение. Писание разумело здесь небо в несобственном смысле, т.е. воздух, подобно тому как говорится: птицы небесные, или: и возгреме с небесе Господь (Пс. 17, 14).1 Итак, Иисус Христос говорит: не Моисей дал тогда народу вашему хлеб с неба в собственном смысле, но Отец Мой теперь дает вам такой хлеб. Как Отец в собственном смысле называется небесным, так точно и Сын, и хлеб, укрепляющий сердце человека.

Стих 32... Истинный2... Тот хлеб был прообразовательный, прообразующий Меня, Который есть Сама Истина. Подобно тому как тот, сходя сверху, питал и укреплял принимающих его, так и Я; но тот был с воздуха, а Я – с самого неба; тот питал и укреплял тела, а Я – души. Дальше Он высказывает и более общее различие прообразовательного хлеба и истинного.

Стих 33. Хлеб бо Божий есть сходяй с небесе и даяй живот миру.3 В собственном смысле хлеб Божий, или Божественный, есть Тот, Который сошел с истинного неба и даровал вечную жизнь верующему миру, между тем как тот хлеб давал жизнь на время и не всему миру, а одним только евреям. Под вечной жизнью разумей не просто жизнь, которой будут жить вообще все люди, но жизнь блаженную в вечном наслаждении.

Стих 34. Реша убо к Нему: Господи, всегда даждь нам хлеб сей.4 До сих пор представляя хлеб этот чувственным, они, вследствие жадности, просили Иисуса Христа, чтобы Он дал им не раз, а всегда.

Стих 35. Рече же им Иисус: Аз есмь хлеб животный...,5 оживляющий, дающий вечную жизнь, как выше сказано; только вечная жизнь есть жизнь в собственном смысле, а эта временная не есть истинная жизнь, а только подобие жизни. Хлебом жизни называет здесь Свое Божество, так как оно есть хлеб, сшедший с неба; а в конце называет хлебом и Свое тело.

Стих 35. Грядый ко Мне не имать взалкатися, и веруяй в Мя не имать вжаждатися никогдаже.6 Кто приходит к Иисусу Христу через веру, которая есть путь к Нему, тот никогда не будет алкать алчбою неверия; но исполнившись Божественной благодати, сам ни в чем не будет нуждаться и даже будет помогать другим, уча и вразумляя их.

Стих 36. Но рех вам, яко и видесте Мя, и не веруете.7 Вы видели Меня, т.е. узнали, кто Я, из свидетельства Иоанна, из совершенных Мною знамений и из свидетельства Писаний, которые Я вам открыл, но по своей злонамеренности не веруете. Когда же Иисус Христос сказал им это? Вероятно, и это было сказано, но не записано.

Стих 37. Все, еже дает Мне Отец, ко Мне приидет...8 Эти слова показывают, что Отец приводит к Нему верующих. И апостол Павел говорит: Имже званы бысте во общение Сына Его (1 Кор. 1, 9).9 Итак, Иисус Христос сказал: все, еже дает Мне Отец, ко Мне приидет, т.е. всякий, кто дан Мне Отцом, кто приведен Им, тот придет ко Мне, тот уверует в Меня, а не просто всякий. Этим Иисус Христос доказывает, что Отец желает, чтобы люди уверовали в Него, и что неверующий в Него противится воли Божией. Дает и Отец Сыну, приводя людей к вере в Него, и Сын Отцу, возводя их к Нему через эту веру. Если же приходит к Сыну тот, кто дан Отцом, то значит невиновен тот, кто не приходит, потому что он не дан Отцом. Но Отец дает только тех, у которых есть на то добрая воля, потому что ни она одна не может сделать верующим, без всякого руководства со стороны Бога, ни это руководство не помогает, при отсутствии доброй воли.

Стих 37. И грядущаго ко Мне не изжену вон...,1 не здесь, из Своего благорасположения; ни там, из Царства Небесного. Приходящего не как-либо, но с истинной верой.