Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 33. Хлеб бо Божий есть сходяй с небесе и даяй живот миру.3 В собственном смысле хлеб Божий, или Божественный, есть Тот, Который сошел с истинного неба и даровал вечную жизнь верующему миру, между тем как тот хлеб давал жизнь на время и не всему миру, а одним только евреям. Под вечной жизнью разумей не просто жизнь, которой будут жить вообще все люди, но жизнь блаженную в вечном наслаждении.

Стих 34. Реша убо к Нему: Господи, всегда даждь нам хлеб сей.4 До сих пор представляя хлеб этот чувственным, они, вследствие жадности, просили Иисуса Христа, чтобы Он дал им не раз, а всегда.

Стих 35. Рече же им Иисус: Аз есмь хлеб животный...,5 оживляющий, дающий вечную жизнь, как выше сказано; только вечная жизнь есть жизнь в собственном смысле, а эта временная не есть истинная жизнь, а только подобие жизни. Хлебом жизни называет здесь Свое Божество, так как оно есть хлеб, сшедший с неба; а в конце называет хлебом и Свое тело.

Стих 35. Грядый ко Мне не имать взалкатися, и веруяй в Мя не имать вжаждатися никогдаже.6 Кто приходит к Иисусу Христу через веру, которая есть путь к Нему, тот никогда не будет алкать алчбою неверия; но исполнившись Божественной благодати, сам ни в чем не будет нуждаться и даже будет помогать другим, уча и вразумляя их.

Стих 36. Но рех вам, яко и видесте Мя, и не веруете.7 Вы видели Меня, т.е. узнали, кто Я, из свидетельства Иоанна, из совершенных Мною знамений и из свидетельства Писаний, которые Я вам открыл, но по своей злонамеренности не веруете. Когда же Иисус Христос сказал им это? Вероятно, и это было сказано, но не записано.

Стих 37. Все, еже дает Мне Отец, ко Мне приидет...8 Эти слова показывают, что Отец приводит к Нему верующих. И апостол Павел говорит: Имже званы бысте во общение Сына Его (1 Кор. 1, 9).9 Итак, Иисус Христос сказал: все, еже дает Мне Отец, ко Мне приидет, т.е. всякий, кто дан Мне Отцом, кто приведен Им, тот придет ко Мне, тот уверует в Меня, а не просто всякий. Этим Иисус Христос доказывает, что Отец желает, чтобы люди уверовали в Него, и что неверующий в Него противится воли Божией. Дает и Отец Сыну, приводя людей к вере в Него, и Сын Отцу, возводя их к Нему через эту веру. Если же приходит к Сыну тот, кто дан Отцом, то значит невиновен тот, кто не приходит, потому что он не дан Отцом. Но Отец дает только тех, у которых есть на то добрая воля, потому что ни она одна не может сделать верующим, без всякого руководства со стороны Бога, ни это руководство не помогает, при отсутствии доброй воли.

Стих 37. И грядущаго ко Мне не изжену вон...,1 не здесь, из Своего благорасположения; ни там, из Царства Небесного. Приходящего не как-либо, но с истинной верой.

Стих 38. Яко снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца.2 Не да творю волю Мою, или особую, так как Я не имею особой воли, но волю пославшаго Мя, т.е. общую Его и Мою, потому что у Них как одно Божество, так и одна воля. Сошел Иисус Христос с неба по Божеству.

Стих 39. Се есть воля пославшаго Мя Отца, да все, еже даде Ми, не погублю от Него, но воскрешу е в последний день.3 Конечно, Он воскресит тогда всех, и тех, которые спасутся, и тех, которые погибнут, как верующих, так и неверующих; но воскресением здесь называет воскресение для блаженства, а не для наказания. Этими словами показывает, что общая воля Отца и Сына – та, чтобы все спаслись; для этого Тот послал, а Этот пришел: Тот дает верующих, а Этот, приняв, спасает. Да... не погублю, т.е. чтобы кто-либо не погиб по Моей воле. И выше Иисус Христос сказал: грядущаго ко Мне не изжену вон. Следовательно, если кто добровольно уйдет и добровольно погибнет, то потерпит это не по Его воле, так как Бог никого не влечет силой.

Стих 40. Се же есть воля Пославшаго Мя, да всяк видяй Сына и веруяй в Него имать живот вечный, и воскрешу его Аз в последний день.4 Поясняет те же самые слова и часто приводит их, чтобы иудеи не могли их легко забыть, но твердо знали, что существует воскресение, воздаяние за веру в Него и награда за здешние духовные подвиги, что они получат если не в настоящей жизни, то, конечно, в будущей. Всяк видяй Сына, конечно, духовными очами, т.е. всякий, верующий в Него.

Стихи 41-42. Роптаху убо Иудее о Нем, яко рече: Аз есмь хлеб сшедый с небесе. И глаголаху: не Сей ли есть Иисус сын Иосифов, Егоже мы знаем отца и Матерь; како убо глаголет Сей, яко с небесе снидох?5 Когда Иисус Христос дал им хлеб и насытил их чрево, то они и пророком Его называли, и хотели сделать царем; а когда Он беседовал с ними о хлебе небесном, о духовной пище и вечной жизни, то возмущались и порицали Его род те, имже Бог чрево, как прекрасно сказал апостол Павел (Флп. 3, 19).6 Они притворялись негодующими на то, что Иисус Христос сказал: с небесе снидох, – между тем как на самом деле негодовали на то, что Он не насытил их, как они ожидали. Если бы они роптали на Иисуса Христа за те слова, то, конечно, спрашивали бы: «Как это Он есть хлеб, каким образом сошел с неба?» Иисус Христос не сказал: «Я не сын Иосифа», – и вообще ничего не открыл о Своем происхождении, зная, что они еще не в состоянии слышать о чудесном Его рождестве, а тем более о предвечном Его рождении. Поэтому, по премудрым Своим планам, Он опустил речь об этом, чтобы, уничтожая один соблазн, не произвести другого.

Стихи 43-44. Отвеща убо Иисус и рече им: не ропщите между собою. Никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его.7 Под этим приходом к Себе Иисус Христос разумеет не простой, которым и они, и многие другие приходили к Нему, но приход по вере. Он как бы так говорит: естественно то, что вы не веруете в Меня, потому что вы не были привлечены Отцом, как недостойные: никтоже может прийти ко Мне, или уверовать в Меня, аще не Отец пославый Мя привлечет его. И выше Он сказал: все, еже дает Мне Отец, ко Мне приидет (ст. 37); прочитай изъяснение и того изречения, полезное и для этого.

Стих 44... Аз воскрешу его в последний день,1 разумеется – пришедшего ко Мне, или – уверовавшего в Меня. Опять сказав: воскрешу его, – Иисус Христос указывает на Свое достоинство, и частым повторением этих слов поражает их бесчувственность.

Стих 45. Есть писано во пророцех: и будут вси научени Богом…2 Присоединил это, чтобы подтвердить, что Отец привлекает приходящих к Нему. Все – конечно, приходящие к Нему, верующие в Него или желающие, так как против желания Отец никого не привлекает.