Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 58. Сей есть хлеб сшедый с небесе...,4 подающий вечную жизнь.

Стих 58... Не якоже ядоша отцы ваши манну и умроша...5 Вкушающие этого хлеба не умирают, якоже ядоша отцы ваши манну и умроша. Правда, как те, которые ели манну, умерли по плоти, так умирают по плоти и вкушающие этого хлеба, но если они умирают в надежде на вечную жизнь, то, кажется, не умирают, а засыпают.

Стих 58. Ядый хлеб сей жив будет во веки.6 Много останавливался Иисус Христос на речи о хлебе и о жизни, зная, что хлеб необходим и жизнь приятна: необходим хлеб телесный телесным, а духовный – духовным, и приятна жизнь телесная телесным, а духовная – духовным.

Стихи 59-60. Сия рече на сонмищи, учя в Капернауме. Мнози убо слышавше от ученик Его, реша: жестоко есть слово сие: (и) кто может его послушати?7 Жестоко, т.е. неудобоприемлемо, слово сие о вкушении Его; кто может принять его? Говорившие это были ученики, но не из двенадцати, а из семидесяти. Некоторые говорят, что это были ученики Иисуса Христа, не из числа двенадцати и даже не из семидесяти, так как и многие другие следовали часто за Ним. Намереваясь отпасть, они как бы оправдывают себя, между тем как им нужно было дождаться удобного времени и убедиться относительно того, что показалось им странным, а не отказаться: так сделали двенадцать учеников. Благоразумный ученик выслушивает все слова своего учителя, а когда представится случай, осторожно спрашивает о том, что превышает его понимание.

Стих 61. Ведый же Иисус в Себе, яко ропщут о сем ученицы Его, рече им: сие ли вы блазнит?8 И то служит доказательством Его Божества, что Он открывает их тайны, так как они роптали между собой тайно.

Стих 62. Аще убо узрите Сына Человеческаго восходяща, идеже бе прежде?9 Пропущено: что вы скажете? Говорит здесь о будущем вознесении Своем на небо. Восходяща по человечеству, идеже прежде бе по Божеству. Кто может сделать тело это небесным, тот, конечно, может сделать его и пищей для людей.

Стих 63. Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже…10 Духом называет здесь духовное разумение сказанного, равным образом плотью – плотское разумение этого. Речь здесь вовсе не о животворящей плоти Иисуса Христа. Итак, Он говорит, что духовное разумение этого доставляет жизнь, о которой уже выше говорилось, а плотское разумение этого не пользует нимало.

Стих 63... Глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть...,1 духовны и животворящи. Поэтому не просто нужно смотреть на них, так как это – плотское разумение, но представлять их возвышенными и рассматривать внутренними очами, как таинственные, так как это – духовное разумение.

Стих 64. Но суть от вас нецыи, иже не веруют. Ведяше бо искони Иисус, кии суть неверующии, и кто есть предаяй Его.2 Показывает не только предведение, но и незлобие Свое, так как Он знал верующих и неверующих не только со времени ропота, но с самого начала, и однако, учил всех одинаково.

Стих 65. И глаголаше: сего ради рех вам, яко никтоже может приити ко Мне, аще не будет ему дано от Отца Моего.3 Сего ради…, ради того, что есть некоторые неверующие. Постоянно называет Бога Своим Отцом, показывая, что Он не Иосифа Сын, как они думали.

Стих 66. От сего мнози от ученик Его идоша вспять и ктому не хождаху с Ним.4 От сего, т.е. с сего времени, идоша, т.е. отделились от Него те, которые прежде роптали, вспять, т.е. к прежней своей жизни, к которой они опять обратились.

Стих 67. Рече же Иисус Обеманадесяте: еда и вы хощете ити?5 Не сказал: «Уходите и вы», – что свойственно отталкивающему, но кротко спросил, показывая, что Он не нуждается в их служении, что не для показа окружает Себя ими и что никого не хочет удерживать против его желания; равным образом не негодует и не обличает отделившихся, что обыкновенно делаем мы, считая такого рода дело за пренебрежение и обиду, так как все делаем по честолюбию.

Стих 68. Отвеща убо Ему Симон Петр: Господи, к кому идем? Братолюбивый Петр защищает всех братьев, говоря: Господи, к кому идем? – и показывает сильную любовь к Иисусу Христу, так как они не имеют никого другого, кто бы им был дороже, ни родителей, ни родственников, ни друзей, одним словом – никого. Затем, чтобы не показалось, что Он сказал это как будто бы потому, что нет никого, кто принял бы их, он прибавил:

Стих 68... Глаголы живота вечнаго имаши...,6 глаголы, подающие вечную жизнь. Смотри же, что не слова служили соблазном, но невнимание слушателей и плотское, а не духовное понимание их. Совершенно естественно и даже необходимо было сказать это по поводу речи иудеев о манне; а слушателям должно было или понимать духовно, или, если они не были в состоянии, принять все это, а потом тщательно расспросить.