Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 63... Глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть...,1 духовны и животворящи. Поэтому не просто нужно смотреть на них, так как это – плотское разумение, но представлять их возвышенными и рассматривать внутренними очами, как таинственные, так как это – духовное разумение.

Стих 64. Но суть от вас нецыи, иже не веруют. Ведяше бо искони Иисус, кии суть неверующии, и кто есть предаяй Его.2 Показывает не только предведение, но и незлобие Свое, так как Он знал верующих и неверующих не только со времени ропота, но с самого начала, и однако, учил всех одинаково.

Стих 65. И глаголаше: сего ради рех вам, яко никтоже может приити ко Мне, аще не будет ему дано от Отца Моего.3 Сего ради…, ради того, что есть некоторые неверующие. Постоянно называет Бога Своим Отцом, показывая, что Он не Иосифа Сын, как они думали.

Стих 66. От сего мнози от ученик Его идоша вспять и ктому не хождаху с Ним.4 От сего, т.е. с сего времени, идоша, т.е. отделились от Него те, которые прежде роптали, вспять, т.е. к прежней своей жизни, к которой они опять обратились.

Стих 67. Рече же Иисус Обеманадесяте: еда и вы хощете ити?5 Не сказал: «Уходите и вы», – что свойственно отталкивающему, но кротко спросил, показывая, что Он не нуждается в их служении, что не для показа окружает Себя ими и что никого не хочет удерживать против его желания; равным образом не негодует и не обличает отделившихся, что обыкновенно делаем мы, считая такого рода дело за пренебрежение и обиду, так как все делаем по честолюбию.

Стих 68. Отвеща убо Ему Симон Петр: Господи, к кому идем? Братолюбивый Петр защищает всех братьев, говоря: Господи, к кому идем? – и показывает сильную любовь к Иисусу Христу, так как они не имеют никого другого, кто бы им был дороже, ни родителей, ни родственников, ни друзей, одним словом – никого. Затем, чтобы не показалось, что Он сказал это как будто бы потому, что нет никого, кто принял бы их, он прибавил:

Стих 68... Глаголы живота вечнаго имаши...,6 глаголы, подающие вечную жизнь. Смотри же, что не слова служили соблазном, но невнимание слушателей и плотское, а не духовное понимание их. Совершенно естественно и даже необходимо было сказать это по поводу речи иудеев о манне; а слушателям должно было или понимать духовно, или, если они не были в состоянии, принять все это, а потом тщательно расспросить.

Стих 69. И мы веровахом и познахом, яко Ты еси Христос, Сын Бога живаго.7 В шестнадцатой главе (16 ст.) Евангелия от Матфея он сказал то же самое: Ты еси Христос, Сын Бога живаго; но тогда Иисус Христос назвал его блаженным, по указанной там причине, и здесь, так как Петр сказал от лица всех: мы уверовали и познали, – Он отделяет от них Искариота, как уже колеблющегося.

Стих 70. Отвеща им Иисус: не Аз ли вас дванадесяте избрах...8 Это нужно читать вопросительно.

Стихи 70-71... И един от вас диавол есть. Глаголаше же Иуду Симонова Искариота: сей бо хотяше предати Его, един сый от Обоюнадесяте.9 Не Аз ли, говорит Иисус Христос, вас дванадесяте избрах? и однако един от вас, не получив никакой пользы от Моего избрания, как имеющий свободную волю для добра и зла, диавол есть, т.е. дьяволов, слуга дьявола. Отсюда видно, что от воли человека зависит спастись или погибнуть. Некоторые под дьяволом здесь разумели злоумышленника. Итак, нет ничего странного в том, что во время избрания Иуда имел добрую волю, а потом он переменился, так как воля его была свободна.

ГЛАВА VII

Стих 1. И хождаше Иисус по сих в Галилеи: не хотяше бо во Иудеи ходити, яко искаху Его Иудее убити.1 Не имел возможности (вместо ηελεν– хотяше, по чтению Златоуста стоит – ειχεν εξουσιαν), т.е. не мог безопасно ходить в Иудее. Евангелист сказал это об Иисусе Христе, как о человеке. Как человек, Он уклонялся теперь не потому, что избегал смерти, но потому, что щадил убийц, и потому, что не настало еще время страданий Его. Иногда Ему, как Богу, следовало оставаться неуловимым, а иногда, как Человеку, уклоняться, по планам Божественного Домостроительства.

Стих 2. Бе же близ праздник Иудейский, потчение сени.2 Он праздновался в воспоминание того дня, в который прежде всего Моисей поставил устроенную Веселеилом Божественную скинию.