Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 69. И мы веровахом и познахом, яко Ты еси Христос, Сын Бога живаго.7 В шестнадцатой главе (16 ст.) Евангелия от Матфея он сказал то же самое: Ты еси Христос, Сын Бога живаго; но тогда Иисус Христос назвал его блаженным, по указанной там причине, и здесь, так как Петр сказал от лица всех: мы уверовали и познали, – Он отделяет от них Искариота, как уже колеблющегося.

Стих 70. Отвеща им Иисус: не Аз ли вас дванадесяте избрах...8 Это нужно читать вопросительно.

Стихи 70-71... И един от вас диавол есть. Глаголаше же Иуду Симонова Искариота: сей бо хотяше предати Его, един сый от Обоюнадесяте.9 Не Аз ли, говорит Иисус Христос, вас дванадесяте избрах? и однако един от вас, не получив никакой пользы от Моего избрания, как имеющий свободную волю для добра и зла, диавол есть, т.е. дьяволов, слуга дьявола. Отсюда видно, что от воли человека зависит спастись или погибнуть. Некоторые под дьяволом здесь разумели злоумышленника. Итак, нет ничего странного в том, что во время избрания Иуда имел добрую волю, а потом он переменился, так как воля его была свободна.

ГЛАВА VII

Стих 1. И хождаше Иисус по сих в Галилеи: не хотяше бо во Иудеи ходити, яко искаху Его Иудее убити.1 Не имел возможности (вместо ηελεν– хотяше, по чтению Златоуста стоит – ειχεν εξουσιαν), т.е. не мог безопасно ходить в Иудее. Евангелист сказал это об Иисусе Христе, как о человеке. Как человек, Он уклонялся теперь не потому, что избегал смерти, но потому, что щадил убийц, и потому, что не настало еще время страданий Его. Иногда Ему, как Богу, следовало оставаться неуловимым, а иногда, как Человеку, уклоняться, по планам Божественного Домостроительства.

Стих 2. Бе же близ праздник Иудейский, потчение сени.2 Он праздновался в воспоминание того дня, в который прежде всего Моисей поставил устроенную Веселеилом Божественную скинию.

Стих 3. Реша убо к Нему братия Его...3 сыновья Иосифа, который был отцом Его по усыновлению.

Стих 3... Прейди отсюду и иди во Иудею, да и ученицы Твои видят дела Твоя, яже твориши.4 Показывают вид, что советуют Ему хорошо, как близкие и родственники, но цель у них была лукавая, порожденная завистью. Стараясь направить Его в Иудею, чтобы Он был схвачен ищущими убить Его, они выставляют ту причину, что необходимо видеть совершаемые Им чудеса и тем ученикам, которые были там, т.е. народу, который последовал за Ним в Иудее.

Стих 4. Никтоже бо в тайне творит что, и ищет сам яве быти...5 При поверхностном понимании кажется, что они побуждают Иисуса Христа перейти в Иудею, но при более глубоком – оказывается, что они осмеивают Его, как робкого и честолюбивого: делать что-либо втайне свойственно робкому, и искать самому быть явным, т.е. известным, свойственно честолюбивому.

Стих 4... Аще сия твориши, яви Себе мирови.6 Если Ты творишь такие чудеса, и в них нет никакого призрака, то яви Себя всем иудеям. Они подозревали Его чудеса, как призрачные. Отсюда видно, что Иисус Христос и там творил чудеса, но все они пропущены у Иоанна, как и многое другое, который скорее спешит к какому-либо новому рассказу, совершенно не встречающемуся у других. Затем высказывает и причину такого подозрения.

Стих 5. Ни братия бо Его вероваху в Него.7 Они и сами не веровали в Него, как в Бога. Однако, будучи теперь такими, впоследствии они сделались великими и потерпели за Него многое от многих, как, например, Иаков и Иуда. Но что же на это Сердцеведец? Не изобличил их в лукавстве и злоумышлении, но великодушно отвечает сообразно с целью их.

Стих 6. Глагола убо им Иисус: время Мое не у прииде...8 Время Мое, т.е. время идти в Иудею на смерть, о чем вы стараетесь, еще не настало; зачем же вы побуждаете Меня к этому прежде времени?

Стих 6... Время же ваше всегда готово есть. Ваше время, т.е. время вам идти в Иудею, всегда готово. Для Меня препятствием служит то, что еще не настало время, а для вас нет никакого препятствия, так как вы одних мыслей с иудеями.