Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

Стих 21. Инии глаголаху: сии глаголи не суть беснующагося: еда может бес слепым очи отверсти?1 Для совершения этого чуда нужна была сверхъестественная сила, поэтому они и заключали, что этого чуда не мог совершить одержимый бесом. Иисус Христос теперь не изобличает Своих хулителей; достаточно Он ответил им прежде, когда они сказали: не добре ли мы глаголем, яко Самарянин еси Ты и беса имаши (Ин. 8, 48)? Притом же иудеи не говорили прямо пред Ним эти оскорбительные слова, а пустословили так между собою. Поэтому, молчанием Своим Иисус Христос научил нас не отвечать на те оскорбления, которые не высказываются прямо против нас. И Он не только не обратил внимания на эти слова иудеев, но был совершенно непамятозлобен то отношению к ним, как это будет ясно из последующего. Можно и другим способом истолковать это: Иисус Христос замолчал, потому что видел, что защищают Его те, которые были не согласны с поносившими Его, и потому что не достойны были даже слова Его те, которые дерзнули так поносить Его после столь великого чуда.

Стих 22. Быша же (тогда) обновления во Иерусалимех... т.е. праздник обновления храма. Иудеи каждый год торжественно праздновали тот день, в который окончена была Зоровавелем постройка второго храма, после возращения иудеев из плена вавилонского.

Стих 22... И зима бе. Такая же зима была и во внутреннем состоянии иудеев, вследствие неверия их. Указано на время праздника, потому что праздновалось окончание постройки и первого храма; но этот праздник совершался поздней осенью.

Стих 23. И хождаше Иисус в церкви, в притворе Соломони. Значит и Он присутствовал на празднике.

Стих 24. Обыдоша же Его Иудее...2 надеясь в словах Иисуса Христа найти какой-нибудь предлог для того, чтобы схватить Его. Так как иудеи не могли обвинить Иисуса Христа за Его дела, то они стараются найти повод к этому в Его словах. Они не оставили своей злобы против Спасителя, но Он всегда был и есть незлобив.

Стих 24... И глаголаху Ему... притворно, коварно.

Стих 24... Доколе душы нашя вземлеши…3 колеблешь, держишь в недоумении между верою и неверием.

Стих 24... Аще Ты еси Христос, рцы нам не обинуяся…4 прямо, пред всеми. Хотя иудеи хорошо знали, что Иисус Христос уже говорил об этом, – почему еще раньше они и сделали такого рода постановление: аще кто Его исповесть Христа, отлучен от сонмища будет (Ин. 9, 22), – однако теперь они опять с притворным благорасположением спрашивают, как бы желая слышать, почему это Иисус Христос так говорил о Себе. Когда начнется речь по этому поводу, думали иудеи, Иисус Христос опять скажет о Себе что-либо великое, и для них представится повод схватить Его, как выше было сказано. Но Спаситель, хотя знал такой их умысел, однако и теперь не обличил этих искусителей, научая нас не во всем изобличать тех, которые злоумышляют против нас, но многое великодушно терпеть. Не сказал также Иисус Христос иудеям: каким образом вы спрашиваете Меня, как будто достоверного свидетеля, когда свидетельство Мое вы отвергли, говоря: Ты о Себе Сам свидетельствуеши; свидетельство Твое несть истинно (Ин. 8, 13), – Меня, которого вы называли нарушителем закона, противником Божиим, обольстителем, грешником, самарянином, одержимым бесом, безумствующим и многими другими именами, – Меня, на которого бросаете камни, которого преследуете и желаете убить? Ничего такого не сказал им Иисус Христос и показал Себя непамятозлобным, научая этим прощать нанесенные прежде обиды, – но весьма кротко отвечает Он на предложенный вопрос. Обрати внимание на то, как изворотливы и спорливы были иудеи. Когда Иисус Христос обращается к народу и учит словом, они говорят: кое знамение являеши нам (Ин. 2, 18)? А когда Он совершает чудеса и доказывает Свои слова делами, то говорят: аще Ты еси Христос, рцы нам не обинуяся. Когда слова учат, они требуют дел, а когда вопиют дела, требуют учения, по злонамеренности своей всегда перескакивая к чему-либо противоположному. Но так как совершенно неразумно – требовать свидетельства на словах в то время, когда так красноречиво говорили о Нем дела, то смотри, как отвечает Иисус Христос: с одной стороны, Он показывает, что иудеи спрашивают Его не для того, чтобы научиться, так как они не веруют, – а с другой, указывает на то, что дела Его говорят о Нем еще больше, чем слова.

Стих 25. Отвеща им Иисус: рех вам, и не веруете...1 Относительно того, о чем вы Меня спрашиваете, Я уже говорил вам, и не только словом, но и делами, но вы не верите. Напрасно, поэтому, вы так заботливо спрашиваете Меня.

Стихи 25-26... Дела, яже Аз творю о имени Отца Моего, та свидельствуют о Мне: но вы не веруете…2 Свидетельствуют о том, что Я Христос. Опять прибавляет Иисус Христос слова: о имени Отца Моего чтобы не показалось, что Он противится Богу. Слово – имя (ονομα) некоторые понимали здесь в смысле Божества, другие – в смысле силы, третьи – в смысле всемогущества, так как Отец называется Богом, а также всесильным, всемогущим и другими именами. А что принадлежит Отцу, то принадлежит и Сыну. Так как иудеи притворялись в том, что они поверят одним только словам Иисуса Христа, то Он спокойно показывает им, что они поступают с хитростью и как бы так говорит: если вы не верите делам, то каким образом поверите словам?

Стих 26... несте бо от овец Моих,3 Я, как истинный пастырь, исполнил со Своей стороны все, что свойственно истинному пастырю, а вы сами отторглись от родства с овцами Моими.

Стихи 26-27... якоже рех вам. Овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут.4 Об этом сказано выше.

Стих 28. И Аз живот вечный дам им...5 И об этой жизни часто уже говорилось и приводилось толкование.

Стих 28... И не погибнут во веки, и не восхитит их никтоже от руки Моея...6 никто из тех, которые могут нападать на овец. Словами: от руки Моея, Иисус Христос указывал на Свою силу и могущество, а вообще сказал это потому, что иудеи сговорились: да, аще кто Его исповесть Христа, отлучен от сонмища будет (Ин. 9, 22). Он утверждает, что напрасно они трудятся (Похитить из всесильной десницы того, кто сам не желает этого, никакой враг не может; но он может обольстить того, кто сам сбился с прямого пути и сам отдался ему; и это зависит не от мощной десницы, а от небрежности самовольно отлучившегося).