«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вопрос 57. О ста пятидесяти трех рыбах (Ин.21:11)

1. «Все ваше, вы же — Христовы, а Христос — Божий» (1 Кор.3:22-23). Если сосчитать, начиная с первого слова, то получится один, два, три, четыре. Также: «Жене глава — муж, мужу глава — Христос, а Христу глава — Бог» (1Кор.11:3). Если сосчитать так же, получится снова: один, два, три, четыре. А один, два, три и четыре, взятые вместе, дают десять. Поэтому число десять верно обозначает учение, объемлющее Бога Создателя и созданное творение. И поскольку совершенное и неистребимое тело будет покоряться совершенной и неистребимой душе, и та, в свою очередь, покорится Христу, а Он — Богу, — не как неподобный или имеющий иную природу, но как Сын Отцу, — то верно обозначают тем же самым числом десять все то, что, как ожидают, будет в вечности после воскресения тела. Возможно, поэтому те, кого нанимает [Хозяин трудиться] в виноградник, получают динарий в качестве награды (Ср. Мф.20:2). И подобно тому, как один, два, три и четыре вместе дают десять, так же один, два, три и четыре, взятые четырежды, дают сорок.

2. Далее, если число четыре верно обозначает тело из-за четырех известнейших природ, из которых состоит последнее: сухой, влажной, холодной и горячей, и из-за того, что движение от точки к длине, от длины к ширине, от ширины к высоте создает объем тела, опять же содержимый четверичным числом, то не глупо думать, что числом сорок обозначается временное домостроительство, совершившееся ради нашего спасения, когда Господь воспринял тело и удостоил людей [Своего] видимого явления. Ибо один, два, три и четыре, обозначающие Творца и творение, взятые четырежды, то есть явленные во времени посредством тела, дают сорок. А разница между четырьмя и четырежды в том, что четыре — это состояние, а четырежды — движение. Итак, как четыре относится к телу, так четырежды относится ко времени; и тем самым внушается таинство, телесно и во времени совершенное ради тех, кто был связан любовью к телам и подчинен временному. Поэтому справедливо думают, что число сорок, как было сказано, обозначает это временное домостроительство. И возможно, сюда же относится и то, что Господь постился сорок дней (Ср. Мф.4:2), показывая нужду этого века, ведомого движением тел и временем; и сорок дней после воскресения Он был с учениками, давая им проникнуть, как я полагаю, во временное домостроительство, совершенное [Им] для нашего спасения. Число же сорок, если те [равные] части, на которые можно его разделить, сложены, становится числом пятьдесят, тем самым показывая (в том случае, когда делящие его части равны между собой), что под управлением справедливости телесное и видимое действие осуществляет во времени совершенствование человека. И это совершенствование, как было сказано, обозначается числом десять, ибо число сорок, когда его равные части взяты вместе, приобретает еще десять и, таким образом, как было сказано выше, достигает пятидесяти. Ведь единица в числе сорок содержится сорок раз, двойка — двадцать, четверка — десять, пятерка — восемь, восьмерка — пять, десятка — четыре, двадцатка — два. И если эти числа сложить вместе, получится пятьдесят. Ибо невозможно, чтобы некое другое число могло измерить посредством равных частей число сорок, кроме тех [чисел], которые мы перечислили и привели, сложив, к числу пятьдесят. Итак, после того как Господь по Своем воскресении провел сорок дней с учениками Своими, передавая им, что было совершено во времени ради нас, Он вознесся на небо и по прошествии других десяти дней послал Святого Духа (Ср. Деян.1:3-9; 2:1-4). Этим Духом были духовно усовершенствованы для приятия невидимого те, кто уверовали во временное и видимое. Самими этими десятью днями, после которых послал Он Святого Духа, Он обозначил числом десять то самое совершенствование, которое предоставляется Духом Святым. Число сорок, когда его равные части сложены вместе, как раз и производит это самое число десять, и делается пятьюдесятью, подобно тому как временное домостроительство, осуществляемое со справедливостью, простирается к совершенствованию, обозначаемому числом десять, и это десять вместе с числом сорок дает пятьдесят. Итак, поскольку до тех пор, пока мы пребываем во плоти, хотя и не по плоти живем, совершенствование, осуществляемое посредством Святого Духа, соединяется с временным домостроительством, то кажется верным, что число пятьдесят относится к Церкви, но уже очищенной и совершенной, которая объемлет любовью и веру во временное домостроительство, и надежду на будущую вечность, то есть как бы присоединяет к сорока десять. И если число, обозначающее [Церковь], взять трижды, — или поскольку составляется она из трех родов людей: иудеев, язычников и плотских христиан, или поскольку наполнена таинством Троицы, — то эта самая Церковь, к которой относится число пятьдесят, достигнет [числа] сто пятьдесят; ведь число пятьдесят, взятое трижды, дает сто пятьдесят. И если ты прибавишь к этому и само число три, поскольку должен быть отчетливый знак, что во имя Отца и Сына и Святого Духа омываются в купели возрождения (Ср. Мф.28:19; Тит.3:5), то будет сто пятьдесят три. И таковым оказывается число рыб, поскольку сеть была закинута по правую сторону и потому поймала великих (Ср. Ин.21:6-11), то есть [людей] совершенных и годных для Царства Небесного. Ведь в другом подобии сеть, заброшенная не справа, поймала вместе добрых и злых, и разделены были они на берегу (Мф.13:48). Ибо ныне, в пребывающей теперь Церкви, добрые и злые находятся вместе внутри сетей заповедей и таинств Божиих. Разделение же совершится в конце века, как бы в конце моря, то есть на берегу, когда праведные воцарятся сперва временно, как написано в Откровении, а затем и вовеки в городе, описанном там (Ср. Откр.21:1-27). И тогда, с прекращением временного домостроительства, обозначаемого числом сорок, останется число десять; и именно эту награду предстоит приобрести святым, трудящимся в винограднике.

3. Так же может оказаться, если рассматривать это число, что оно приложимо к святости Церкви, созданной Господом Нашим Иисусом Христом. Ибо творение, если разделить его на тройное число души и четверичное число тела, заключено в числе семь, и потому о самом восприятии [Господом] человека говорится как о трех, взятых семь раз, поскольку Отец послал Сына, Отец пребывает в Сыне, и по дару Святого Духа Сын был рожден от Девы. И три означает: Отец и Сын и Святой Дух, а семь раз взятое — [обозначает] самого человека, воспринятого при временном домостроительстве, чтобы стал он вечным. Итак, их произведение будет двадцать один, то есть семь раз по три. А это восприятие человека способствует избавлению Церкви, Главой которой Он является (Ср. Еф.5:21-23). И сама Церковь вследствие души и тела заключена в том же числе семь. Итак, двадцать один также берется семь раз ради тех, кто освобождается благодаря Господню Человеку, и дает сто сорок семь. К этому [числу] прибавляют число шесть, в качестве знака совершенства, поскольку состоит оно из своих частей, на которые делится без остатка, так что не получается ни большего, ни меньшего [числа]. Единица содержится в нем шесть раз, двойка — трижды, тройка — дважды. И эти числа исчисляют его, так что все они, вместе взятые, один, два и три, дают шесть. Это, возможно, относится также и к тому таинству, что Бог за шесть дней совершил все дела свои (Ср. Быт.2:2). И если к ста сорока семи ты прибавишь шесть, то есть знак совершенства, получится сто пятьдесят три. А таковым оказывается число [пойманных] рыб, когда по приказу Господа сети были закинуты по правую сторону, где грешники, относящиеся к левой стороне, не обретаются.

Вопрос 58. Об Иоанне Крестителе

1. Если рассмотреть то, что можно прочитать об Иоанне Крестителе в Евангелии, то в силу многих достойных свидетельств вполне разумно признать его образом пророческого служения, и прежде всего из-за сказанного о нем Господом: «Больше чем пророк» (Мф.11:9). Ибо он действительно обозначает все пророческое служение, которое совершалось о Господе от начала человеческого рода вплоть до пришествия Господня. Ведь образ Евангелия в самом Господе, а оно предвозвещалось через пророчество, и проповедь его увеличивается по всей вселенной от самого пришествия Господа, пророчество же уменьшается после наступления того, что оно предвозвещало. Итак, Господь говорит: «Закон и пророки до Иоанна» Крестителя; «с сего времени Царствие Божие благовествуется» (Лк.16:16); и сам Иоанн говорит: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин.3:30). Что символизируется и днем, когда каждый из них был рожден, и смертью, которой они пострадали. Ибо Иоанн родился тогда, когда дни начинают уменьшаться, а Господь родился, когда дни начинают расти. Один был уменьшен на голову, когда был убит; второй же вознесен крестом. Итак, после того, как само пророчество, заключавшееся в Иоанне, перстом указало на присутствие Того, Чье пришествие возвещало оно от начала человеческого рода, оно начало умаляться, и с тех пор [начала] возрастать проповедь Царствия Божия. И поэтому Иоанн крестил в покаяние (Ср. Мф.3:11), ибо ветхая жизнь простирается вплоть до покаяния, и отсюда начинается жизнь новая.

2. Однако не только у тех, кто именуется пророками в собственном смысле, но и в самой истории Ветхого Завета те, кто с благочестием ищет и кому в подобных изысканиях способствует Божественная помощь, могут обрести пророчества, которые не безмолвствуют. И особенно очевидно это из следующих, наиболее ясных, образов вещей: что Авель праведный был убит братом (Ср. Быт 4:8), а Господь — иудеями; что Ноев ковчег во всемирном потопе (Ср. Быт 7:1) был управляем так же, как и Церковь, что Исаак был ведом, чтобы быть принесенным в жертву, и вместо него допускается овен, как бы распятый в терновнике (Ср. Быт 22:3-13); что в двух сыновьях Авраама, одном от рабыни и другом от свободной, познаются два Завета (Ср. Гал. 4:22-24); что два народа предызображаются в близнецах Исаве и Иакове (Ср. Быт 25:22); что Иосиф, претерпев гонение от братьев, был почтен чужими (Ср. Быт 37-41), как Господь, убитый гонителями Его иудеями, был прославлен у язычников. Долго было бы упоминать каждое [событие], да и апостол заканчивает так, говоря: «Все это происходило с ними, как образы; а написано ради нас, до которых достиг конец веков» (1Кор.10:11). И если весь род человеческий ты примешь за одного человека, то конец веков, подобно старости ветхого человека, обозначается шестым возрастом, когда и пришел Господь. Ведь в одном человеке также существует шесть возрастов: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость и старость. Итак, первый возраст человеческого рода — от Адама до Ноя, второй — от Ноя до Авраама, и эти подразделения наиболее очевидны и известны; третий — от Авраама до Давида, ибо так разделяет евангелист Матфей (Ср. Мф.1:17), четвертый — от Давида до переселения в Вавилон, пятый — от переселения в Вавилон до пришествия Господа. Шестой, надо полагать, от пришествия Господа до конца века; и в это время внешний человек, именуемый ветхим, как бы от старости тлеет, а внутренний со дня на день обновляется (Ср. 2Кор.4:16). А далее — вечный покой, обозначаемый субботой. С этим согласно и то, что человек был сотворен по образу и подобию Божию в шестой день (Ср. Быт.1:27). Причем всякий знает, что жизнь человека уже чем-либо занимающегося поддерживается деятельностью и познанием. Ибо и деятельность безрассудна без познания, и познание бесплодно без деятельности. Но первоначальная жизнь человека, относительно которой верно полагают, что у нее нет управления, подчинена пяти телесным чувствам; и эти [чувства] — зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. И потому первые два возраста человеческого рода — младенчество и детство — ограничены десятью поколениями, то есть удвоенными пятью, поскольку род продолжается обоими полами. Итак, десять поколений от Адама до Ноя, и другие десять — от Ноя до Авраама, и эти два возраста, как мы сказали — младенчество и детство человеческого рода. А отрочество, юность и зрелость, то есть от Авраама до Давида, от Давида до переселения в Вавилон и с этого времени до пришествия Господа, обозначаются четырнадцатью поколениями, по семь поколений в соответствии с таким же подсчетом каждого пола; при том, что к пяти, относящимся к чувствам тела, прибавлены деятельность и познание. Старость же обыкновенно длится столько времени, сколько все остальные возрасты. Ибо поскольку говорят, что старость начинается с шестидесятого года, и человеческая жизнь может простираться вплоть до ста двадцати лет, то ясно, что сама по себе старость может быть столь же долгой, как все предшествующие возрасты. А сколькими поколениями исчисляется последний возраст человеческого рода, берущий начало со времени пришествия Господня и [длящийся] до скончания века, — это не известно. И с пользою пожелал Бог скрыть это, как и в Евангелии написано (Ср. Мф.24:36), и апостол подтверждает, говоря, что «день Господень придет, как вор ночью» (Ср. 1Фес.5:2).

3. Однако при помощи вышеуказанного различения поколений мы научаемся, что в шестом возрасте род человеческий был посещен смиренным пришествием Господа. И вследствие этого посещения начинает становиться явным пророчество, сокрытое на протяжении предыдущих пяти возрастов. А поскольку образом этого пророчества являлся Иоанн, как было сказано выше, то он был рожден престарелыми родителями, ибо вследствие старости века это пророчество начинает проявляться; и пять месяцев таилась мать его, как написано: «Таилась Елизавета пять месяцев» (Ср. Лк.1:24). На шестом же месяце навещает ее Мария, Матерь Господня, и взыграл младенец в утробе, ибо в первое пришествие Господа, когда счел Он подобающим явиться в смирении, пророчество начинает обнаруживаться, но как бы в утробе, то есть еще не так явственно, чтобы все обнаружилось, как явленное в свете; ибо это, как мы верим, [совершится] в будущем, во второе пришествие Господне, когда Он придет во славе. И предтечей того пришествия ожидают Илию, как [предтечей] этого был Иоанн. Потому Господь и говорит: «Илия уже пришел, и многое сделали ему люди; и, если желаете знать, он есть Иоанн Креститель, которому предстоит прийти» (Ср. Мф.11:14; 17:12). [Сказано так], поскольку один уже пришел, а другой должен прийти в том же духе и в той же силе, а именно в должности провозвестника. Из-за этого и называет Иоанна Дух, Которым исполнился его отец-провидец, грядущим предтечей Господа «в духе и силе Илии» (Ср. Лк.1:17, 76). И проведя с Елизаветой три месяца, Мария ушла (Ср. Лк 1:56). Этим числом, как мне кажется, обозначается вера в Троицу и крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа; и тем самым благодаря смиренному пришествию Господа род человеческий насыщается и приуготовляется к грядущему пришествию Его славы.

Вопрос 59. О десяти девах