«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вопрос 80. Против аполлинаристов

1. Некоторые еретики, которые, как говорят, называются аполлинаристами от некоего Аполлинария, учителя своего, объявляют, что Господь наш Иисус Христос, когда угодно Ему было стать человеком, не имел человеческого ума. Притом некоторые, примыкающие к ним и их усердно слушающие, нашли удовольствие даже и в этом превратном мнении, следуя которому [Аполлинарий] умалил в Боге человека, сказав, что Христос не имел ума, то есть разумной души, которой человек духовно различается от скотов. Но когда они поразмыслили между собой, то пришлось им признать, что если это так, значит, Единородный Сын Божий, Отчая Премудрость и Слово, через Которое все сотворено, воспринял некоего зверя с обликом человеческого тела. Это не понравилось им самим, однако [не послужило] к их исправлению, чтобы возвратиться им на путь истины и исповедать, что Премудростью Божией был воспринят весь человек без всякого умаления природы, но, решившись на еще большую дерзость, они, устранив от Него и самую душу и все, относящееся к жизни, сказали, что Он воспринял лишь человеческую плоть. И при этом они пускают в ход свидетельство из Евангелия и, не разумея этого выражения, по своему нечестию отваживаются выступать против кафолической истины, говоря, что написано: «Слово стало плотью и обитало в нас» (Ин.1:14). На основании этих слов им угодно [считать], что Слово так соединилось и срослось с плотью, как если бы между ними не было здесь не только ума, но и человеческой души.

2. И им прежде всего надлежит ответить, что сказано так в Евангелии, поскольку принятие Господом человеческой природы простерлось вплоть до [восприятия] видимой плоти, и во всей этой целостности восприятия Слово — нечто изначальное, а плоть — нечто предельное и крайнее. Итак, евангелист, желая передать снисхождение смирения ради нас «смирившего Самого Себя» Бога и описывая, до какой степени смирил [Он Себя], называет [Его] Словом и плотью, пропуская природу души, которая ниже Слова, но выше плоти. Ведь больше передает он смирение, сказав: «Слово стало плотью», чем если бы сказал: «Слово стало человеком». Ибо если слишком внимательно исследовать эти слова, то некто, не менее превратный, на основании этих слов может напасть на нашу веру и по-иному, сказав, что Само Слово изменилось, превратилось в плоть и прекратило быть Словом, поскольку написано: «Слово стало плотью». Ибо плоть человеческая, когда становится прахом, не есть плоть и прах, но из плоти получается прах, и, в соответствии с общеупотребительной манерой выражения, все, что становится тем, чем не было, перестает быть тем, чем было. Однако мы не так понимаем эти слова. Но даже и сами еретики понимают их вместе с нами таким образом, что, в то время как Слово остается тем, что Оно есть, сказано так: «Слово стало плотью», потому, что Оно приняло образ раба, а не потому, что Оно превратилось в этот образ через некую перемену. Затем, если повсюду, где упомянута плоть и не сказано о душе, это надлежит понимать, признавая отсутствие здесь души, то не имели души и те, о ком сказано: «И увидит всякая плоть спасение Божие» (Лк.3:6), и то, что сказано в Псалме: «Услышь молитву мою, к тебе всякая плоть придет» (Пс.64:3), и то, что сказано в Евангелии: «Так как Ты дал Ему власть над всякой плотью, чтобы все, что Ты дал Ему, не погибло, но имело жизнь вечную» (Ср. Ин.17:2). Из этого ясно, что люди [целиком] обычно обозначаются упоминанием одной лишь плоти. Поэтому и в отношении данного места также можно понять, что сказанное: «Слово стало плотью», не означает ничего другого, кроме того, что Слово стало человеком. Ведь именуя целое при помощи части, и одну душу часто считают человеком, как написано: «Все души, перешедшие в Египет» (Быт.46:27). Точно так же, именуя целое при помощи части, когда упоминают одну плоть, имеют в виду всего человека, как в тех [местах Писания], которые мы предложили.

3. Итак, на предложенное ими возражение из Евангелия мы ответили таким образом, что не найдется [теперь] человека столь безрассудного, чтобы он усмотрел в этих словах [Писания] нечто обязывающее нас веровать и исповедовать, что Посредник Бога и человеков, человек Христос Иисус (Ср. 1Тим 2:5) не имел человеческой души. Теперь и я спрошу, как они ответят на наши вполне ясные возражения, в которых мы подтверждаем при помощи бесчисленных мест Евангельских Писаний то, что рассказано о Нем евангелистами, [а именно], что Он был в тех состояниях, которых не могло бы существовать без души. Ведь не от себя предлагаю я это, но Сам Господь весьма часто упоминает о подобном: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф.26:38); и: «Имею власть отдать мою душу, и имею власть опять принять ее» (Ин.10:18); и: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Упрямый спорщик может мне возразить, что Господь говорит это образно, как в действительности многое сказано в Его притчах. Однако даже если это и так, все же нет нужды упорствовать, ведь у нас есть повествование евангелистов, от которых мы узнали и то, что Он родился от Девы Марии, и схвачен был иудеями, и предан бичеванию, и распят, и убит, и погребен во гробе, причем все это не мог сделать Он без тела. И да не скажет никто, пожалуй, совсем уж лишившись ума, что следует понимать и это образно, — ведь сказано это теми, кто, насколько помнили, поведали о действительных событиях. Поэтому как приведенное выше свидетельствует, что у Него было тело, так и те состояния, которые происходят только лишь в душе и о которых мы читаем не реже у тех же самых повествующих евангелистов, показывают, что у Него была душа. И удивлялся Иисус (Ср. Мф.8:10), и гневался (Ср. Мф.21:12-13; Мк.11:15-17; Лк.19:45-46; Ин.2:13-16), и скорбел (Ср. МкЗ:5), и радовался (Ср. Ин.11:15) и многое другое бесчисленное. Делал Он также и то, что показывает соединенные вместе действия души и тела, как например, то, что Он алкал (Ср. Мф.4:2), спал (Ср. Мф.8:24), устав от пути, сел (Ср. Ин.4:6) и прочее в том же роде. Ведь не могут они возразить, что также и в Ветхих Книгах упоминается гнев Божий, радость и некоторые движения подобного рода, однако не следует заключать из этого, что Бог обладает душой. Ясно, что все это сказано [там] в качестве пророческих видений, а не как достоверное повествование. Ведь упоминаются [там же] и члены Божий, и руки, и ноги, и глаза, и лицо и тому подобное; и как это не свидетельствует, что Он имел тело, так и вышеприведенное — что имел душу. И как в том повествовании, где упомянуты руки Христа, голова и все прочее, они указывают на Его тело, так же и те из движений души, которые названы в том же смысле в том же повествовании, указывают на Его душу. Ведь глупо верить евангелисту, говорящему, что Он ел, и не верить ему же, что Он алкал. И хотя не обязательно всякий, кто ест, алчет (ведь мы читаем, что и ангелы едят (Ср. Быт 18:8-9; Тов.12:19), но что они алчут, не читаем), и не всякий, кто алчет, ест, если или неким долгом воспрещает себе, или нет у него пищи и возможности есть, — однако, поскольку евангелист повествует и о том, и о другом (Ср. Мф.4:2; 9:11), то должно верить и тому и другому, ибо вестник дел и событий и то и другое записал как историческое повествование. И как то, что Он ел, невозможно помыслить без тела, так и то, что алкал, не могло произойти без души.

4. Не пугает нас и та пустая и вздорная клевета, движимые которой противящиеся злобно говорят: «Значит, Он был подвержен необходимости, если действительно имел эти движения (afftctiones) души». Ведь мы легко ответим: «Значит, Он был подвержен необходимости, поскольку был схвачен, бичеван, распят и умер». Пусть они наконец без упорства, если желают, уразумеют, что Он воспринял по Своему изволению страсти души, то есть душевные движения, по воле совершить домостроительство, однако истинные [страсти и движения], точно так же, как воспринял Он без всякой необходимости страсти тела, сообразно той же самой воле совершить домостроительство. Ведь мы как умираем, не желая, так и рождаемся не по своей воле, а Он осуществил и то и другое, как и подобало, добровольно, и однако осуществил вполне реально. Поэтому как упоминанием о необходимости ни нас, ни их никто не отлучит от веры в истиннейшие страсти Христовы, которыми утверждается [реальность] Его тела, так точно нас этим упоминанием о необходимости никто не отлучит от веры в истиннейшее душевное движение, по которому познаем мы Его душу. И самих еретиков не должно это отпугивать от признания кафолической веры, если только не отпугнет их гибельный стыд за мнение, подлежащее изменению; мнение хотя и ложное, однако долго безрассудно отстаиваемое.

Question 81. On the Forty Days and Pentecost

1. Every teaching of wisdom that serves to enlighten men consists in distinguishing between the Creator and the creature, and honoring Him as the Ruler, and recognizing the creation as subordinate. And the Creator is God, from whom all things come, through whom all things are, in whom all things are (cf. Romans 11:34-36); and therefore the Trinity is the Father, the Son, and the Holy Spirit. Creation is partly invisible, like the soul, and partly visible, like the body. The invisible is expressed by the Trinitarian number, since we are commanded to love God in this way, "with all our heart, with all our soul, and with all our mind" (Matt. 22:37); and the visible is a fourfold number, because of its most obvious nature, that is, hot and cold, wet and dry; therefore the whole of creation [is denoted by] the sevenfold number. Therefore, any teaching that discerns and distinguishes between the Creator and the creature is expressed by a decimal number. This doctrine, so long as it is indicated in time by bodily movements, is preserved by faith, and, like milk, feeds children with the example of present and transient deeds, in order to make them fit for the contemplation of that which neither comes nor passes, but always remains. Wherefore whosoever, when he is told of the divine works which have been performed in time for the salvation of men, or which are to be done in the future, if he continues in the faith, and hopes for what is promised, and with untiring love strives to do what the divine authority has ordained, he will duly spend his life in this need and at this time, denoted by the number forty. For the number ten, which expresses the whole doctrine when taken four times, that is, multiplied by the number pertaining to the body, for government is effected by bodily movements, and it is observed by faith, as has been said, is the number forty. In this way he attains a constant and timeless wisdom, signified by the number ten, so that ten is added to forty, since even equal parts of the number forty taken together make fifty. And the equal parts of the forty are as follows: first, forty-one times, then twenty-two, ten four times, eight five times, five eight times, four ten times, two twenty times. So, one, two, four, five, eight, ten, and twenty taken together will make fifty. Therefore, just as the number forty, when its equal parts are added, acquires ten more and becomes the number fifty, so the time of faith in things that are perfect and to be accomplished for our salvation, spent with justice of life, reaches the knowledge of constant wisdom, so that the teaching may be confirmed not only by faith, but also by knowledge.

2. And therefore the present Church, although we are the sons of God, has not yet appeared what we will be, abides in labors and sorrows, and the righteous live in it by faith (cf. Rom. 1:17). For [the prophet] says: "Unless you believe, you will not understand" (Isaiah 7:9). This is the time during which we suffer and are tormented, waiting for the redemption of our body (cf. Romans 8:23); it is designated by the Forty Days. "We only know that when He is revealed, we will be like Him, because we will see Him as He is" (1 John 3:2); [i.e.] when ten is added to forty, that we may be counted worthy not only to believe in things pertaining to faith, but also to know the clear truth. Such a Church, in which there will be no sorrow, no admixture of bad people, no impiety, but joy, peace and rejoicing, is prefigured by the feast of Pentecost. Therefore, after our Lord had risen from the dead, having spent forty days with His disciples, that is, having designated by this number the temporal dispensation pertaining to faith, He ascended into heaven (cf. Acts 1:3-9), and after another ten days He sent the Holy Spirit (cf. Acts 2:1-4), that is, by means of a certain inspiration and the fervor of love, ten were added to the forty for the contemplation of the non-human and temporal, but Divine and eternal. And therefore all this as a whole, that is, the number of fifty days, should be celebrated as a feast of joy.

3. And these two intervals of time, that is, the first of burdens and cares, and the other of joy and serenity, our Lord also designates with the help of nets cast into the sea. After all, before His sufferings, it speaks of nets cast into the sea and catching so many fish that they barely reached the shore dragging the net, and the nets broke through (cf. Luke 5:6-7). For they were not cast on the right side, for at that time there were many bad ones in the Church, and they were not on the left, for there were also good ones, but everywhere to signify a mixture of good and evil. And the fact that the nets were broken means that many heresies arose because of the belittlement of love. And after the resurrection, since the Lord wished to show the Church of the future time, when all would be perfect and holy, He commanded that the nets be cast on the right side, and one hundred and fifty-three great fish were caught, and the disciples were amazed that, although there were so many of them, the nets were not broken (cf. John 21:6-11). Their magnitude signifies the magnitude of wisdom and righteousness, and the number is the doctrine itself, made perfect both by temporal dispensation and by eternal regeneration, and is signified, as we have said, by the number fifty. For since there will then be no need for bodily aids, and the soul will contain faith and wisdom, and the soul is designated, as we have said, by the number three, let us take fifty-three times, and there will be one hundred and fifty. To this number is added the Trinity, since all this perfection is sanctified in the name of the Father, and of the Son, and of the Holy Spirit; and thus it will be one hundred and fifty-three, that is, the number of fish caught on the right side.

Question 82. Of what is written: "For whom the Lord loves, he smite, but he smites every son whom he receives" (cf. Hebrews 12:6)