«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

У Бога же не пропадает тленное вещество, из которого творится тело смертных; в какие бы испарения ни испарялось, в какую бы сущность других тел или в простейшие элементы ни превращалось, в пищу каких бы животных или даже людей ни переходило бы и в их тела ни изменялось бы, оно возвратится в одно мгновение той самой человеческой душе, которая его впервые оживила для того, чтобы произошел, жил и рос человек.

Глава 89. Каким образом возвратятся к телу остатки (вещества)

Итак, само тленное вещество, по исходе души ставшее трупом, будет восстановлено по воскресении не так, что распавшееся и превратившееся в те или иные виды и формы других предметов, возвращаясь в тела, из которых распалось, необходимо возвратится в ту самую часть тела, где оно было. В противном случае, если волосам возвратится то, что было удалено частой стрижкой, если ногтям — то, что столько раз было срезано, то для размышляющих и потому не верующих в воскресение плоти это представляется чрезмерным и неприличным безобразием. Но как статуя из какого-нибудь металла, если бы ее расплавили огнем, а художник снова точно восстановил бы ее из того же количества материала, ничего не потеряла бы в своей правильности, так и Бог, дивный и неизреченный Художник, восстановит тело наше с удивительной и невыразимой скоростью из всего того, из чего оно состояло; и для его копии совершенно безразлично, возвратятся ли волоса к волосам и ногти к ногтям, или то, что пропало из них, превратится в плоть и будет перенесено в другие части тела, коль скоро провидение Художника заботится, чтобы не было чего-либо неблагообразного.

Глава 90. В строении и в образе тела ничего не будет непристойного

Несогласно со здравым смыслом было бы также думать, что строение тел у воскресших будет сильно разниться, что худые воскреснут с той же самой худобой или полные с той же самой тучностью. Но если в планы Творца входит сохранить свойства и отличительные черты каждого в его лице, то остальные качества тел будут у всех одинаковыми и наилучшими. Если все же и в телах воскресших будет оправдываемая разумом неравность, наподобие неравности голосов при гармонии звуков, то она будет у каждого из вещества его собственного тела; это и человека приобщит ангельским соборам, и не внесет ничего не согласного с их образом мысли. Непристойного там ничего не будет, но что будет, то будет прилично, потому что, в противном случае, оно там бы и не было.

Глава 91. Тела праведников воскреснут такими, каковы они есть до субстанции плоти, но без всякого недостатка

Итак, тела святых воскреснут без всякого недостатка, без всякого уродства, без всякого тления, без чего-либо тяжелого и неудобного; в них будет столько легкости, сколько и блаженства. Поэтому они не названы духовными, так как, несомненно, будут телами, а не духами. Но как теперь тело называется душевным, хотя оно есть тело, а не душа, так и тогда будет духовное тело, и однако же будет телом, а не духом (1Кор.15, 44). Так же, что касается тления, которое теперь отягощает душу (Прем.9, 15), и пороков, которыми плоть желает противного духу, то тогда не будет плоти, но тело (Гал.5,17). Поэтому сказано: «Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1Кор.15, 50). И как бы поясняя, что сказал, говорит: «И тление не наследует нетления». Что прежде назвал «плоть и кровь», то потом называет «тление», и о чем прежде говорит «Царствие Божие», то потом называет «нетлением». По существу же и тогда будет плоть. Потому и после воскресения тело Христа названо плотью (Лук.24, 39). Но апостол говорит: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1Кор. 15, 44) потому, что тогда будет такое согласие плоти и духа, что в нас не будет совсем противоборства нам же самим; но как извне, так и внутри нас мы не будем иметь никаких врагов.