«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ибо я, Спаситель мой, верю тому, что слышал, так как милосердие Твое ведет меня к покаянию. Мне сказали Твои сладчайшие уста: «никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин. 6:44) Мой Небесный. А так как Ты научил меня этому, и, как милостивый, наставил, то я всеми душевными силами, всем зрением ума, прошу Тебя, Всемогущий Отче! с возлюбленнейшим Сыном Твоим, и Тебя, вожделеннейший Сын! с прелюбезным призываю Утешителем: привлеки меня, чтобы я радостно за Тобою шел «в приятное благоухание» (Лев. 17:6) Тебе.

5. Отец призывается через Сына

Призываю я Тебя, Боже мой! призываю я Тебя; потому что Ты «близок ко всем призывающим» Тебя «в истине» (Пс.144:18). Ты, Истина, научи меня, молю, милосердием Твоим, научи меня, святая Истина, призвать Тебя во истине, потому что я этого сделать сам не умею; но наставления Твоего, блаженная Истина, прошу смиренно. Без тебя помышлять значит: безумствовать; а знать Тебя есть совершенная премудрость. Наставь меня, Божия Премудрость, и научи меня закону Твоему; я верю тому, что тот будет «блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим» (Пс.93:12). Я желаю призывать Тебя, но молю, чтобы было то «в истине». Что значит призывать «в истине» Истину, если не в Сыне Отца? Итак, Святый Отче, Слово Твое — Истина, и начало слов Твоих — Истина, потому что то есть Начало слов Твоих, которое в начале было Слово. В том самом начале поклоняюсь Тебе, высочайшему Началу. Призываю Тебя, совершенная Истина, в самом слове Истины, которым Ты, самая Истина, управь и научи меня.

Что может быть сладостнее того, как родителя призывать именем Единородного? Отца воспоминанием Сына преклонять на милость? Царя умилостивлять наименованием возлюбленнейшего Сына? Таким способом виновные избавляются от темниц, так заключенные в узы освобождаются от них, так приговоренные к смертной казни не только прощение, но необыкновенную получают милость, как только они напомнят прогневанным владыкам любовь к себе их любимых детей.

Так я Тебя, Всемогущий Отче, прошу любовью всемогущего Сына Твоего, «выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое» (Пс.141:7). Освободи меня от уз греховных, молю через равновечного Тебе Единородного Сына, и меня возведи к вечной жизни ходатайством одесную Тебя сидящего Сына. Кого другого предстателем я за себя пошлю к Тебе? не знаю, если не Сего, Который есть «очищение грехов наших» (Евр.1:3). Это — ходатай мой у Тебя, Бога Отца! Это — высочайший Первосвященник, не требующий очищения чужою кровию: потому что блистает Он, окропленный Своею собственною кровию! Это — жертва святая, в аромат благоухания принесенная и принятая!

Это — Агнец без порока, Который молчал пред стригущими Его, Который, заплеванный и укоренный, не открывал уст Своих! Это Тот, Кто не соделал греха, а наши грехи понес на Себе и болезни наши исцелил Своими ранами!

6. Человек представляет Богу Отцу страдания Сына, как искупительную жертву за себя

Воззри, Милостивый Отец, на возлюбленного Сына, за меня претерпевшего столько мук. Воззри, всемилостивейший Царь, на страдающего и вспомни, Щедрый, за кого страдает Он.

Не Этот ли Самый, Господи, Тот невинный, Которого Ты предал для искупления раба? Не Этот ли Самый — Источник жизни, Который, «как овца на заклание» (Ис.53:7; Деян.8:32) веденный, — не побоялся подъять лютейший род смерти? Вспомни, Строитель спасения, что это Тот Самый, Которому, хотя Ты Сам родил Его, благоволил Ты быть участником немощи моей. Истинно это Твое Божество, которое облеклось в мое существо и воспринятою плотию вытерпело горькое мучение. Возведи, Господи Боже мой, очи Свои на дело несказанной любви. Воззри на возлюбленнейшего Сына, распростертого на кресте всем телом! Видишь невинные руки, источающие святую кровь, и отпусти, Милосердный, грехи, которые сделали руки мои! Видишь непорочное ребро, мучительно копием пронзенное, и обнови меня святым, из него истекшим, источником. Видишь неоскверненные стопы, на пути грешников не стоявшие, но всегда в законе Твоем ходившие, острыми пронзенные гвоздями; «утверди шаги мои на путях Твоих» (Пс.16:5), и сотвори, Милостивый, чтобы я возненавидел все пути беззакония. Молю Тебя, Царь святых, чрез Сего Святого святых, чрез Сего Искупителя моего: сотвори, чтобы я шел путем заповедей Твоих, чтобы я мог соединиться с Тем, Который не погнушался одеться моей плотию. Неужели Ты не видишь, милосердный Отец, бесценную голову любимейшего Отрока Твоего, с белейшею шеею, приклонившуюся к смерти? Посмотри, всещедрый Творец, на человеколюбие любимого Сына, и помилуй немощное и слабое создание Твое!

Белеет обнаженная грудь, чернеет окровавленный бок, распростертая сохнет утроба, меркнут очи, бледнеют царственные уста, костенеют величественные мышцы, висят мраморные голени, омочает струя святой крови пробитые стопы. Видишь растерзанные члены любимого Сына, и вспомни, Человеколюбивый, какое мое существо. Взгляни на мучение Богочеловека, и уменьши несчастие созданного человека! Видишь жестокое страдание Искупителя, и оставь искупленному согрешение! Это Тот, Господи, Которого Ты поразил за беззакония людей, хотя Он — возлюбленный Твой, «к Которому благоволит душа Твоя» (Ис.42:1; Мф.12:8); Тот Самый, в Котором не обрелось лести, — и однако Он был вменен с беззаконными.