«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Это — Агнец без порока, Который молчал пред стригущими Его, Который, заплеванный и укоренный, не открывал уст Своих! Это Тот, Кто не соделал греха, а наши грехи понес на Себе и болезни наши исцелил Своими ранами!

6. Человек представляет Богу Отцу страдания Сына, как искупительную жертву за себя

Воззри, Милостивый Отец, на возлюбленного Сына, за меня претерпевшего столько мук. Воззри, всемилостивейший Царь, на страдающего и вспомни, Щедрый, за кого страдает Он.

Не Этот ли Самый, Господи, Тот невинный, Которого Ты предал для искупления раба? Не Этот ли Самый — Источник жизни, Который, «как овца на заклание» (Ис.53:7; Деян.8:32) веденный, — не побоялся подъять лютейший род смерти? Вспомни, Строитель спасения, что это Тот Самый, Которому, хотя Ты Сам родил Его, благоволил Ты быть участником немощи моей. Истинно это Твое Божество, которое облеклось в мое существо и воспринятою плотию вытерпело горькое мучение. Возведи, Господи Боже мой, очи Свои на дело несказанной любви. Воззри на возлюбленнейшего Сына, распростертого на кресте всем телом! Видишь невинные руки, источающие святую кровь, и отпусти, Милосердный, грехи, которые сделали руки мои! Видишь непорочное ребро, мучительно копием пронзенное, и обнови меня святым, из него истекшим, источником. Видишь неоскверненные стопы, на пути грешников не стоявшие, но всегда в законе Твоем ходившие, острыми пронзенные гвоздями; «утверди шаги мои на путях Твоих» (Пс.16:5), и сотвори, Милостивый, чтобы я возненавидел все пути беззакония. Молю Тебя, Царь святых, чрез Сего Святого святых, чрез Сего Искупителя моего: сотвори, чтобы я шел путем заповедей Твоих, чтобы я мог соединиться с Тем, Который не погнушался одеться моей плотию. Неужели Ты не видишь, милосердный Отец, бесценную голову любимейшего Отрока Твоего, с белейшею шеею, приклонившуюся к смерти? Посмотри, всещедрый Творец, на человеколюбие любимого Сына, и помилуй немощное и слабое создание Твое!

Белеет обнаженная грудь, чернеет окровавленный бок, распростертая сохнет утроба, меркнут очи, бледнеют царственные уста, костенеют величественные мышцы, висят мраморные голени, омочает струя святой крови пробитые стопы. Видишь растерзанные члены любимого Сына, и вспомни, Человеколюбивый, какое мое существо. Взгляни на мучение Богочеловека, и уменьши несчастие созданного человека! Видишь жестокое страдание Искупителя, и оставь искупленному согрешение! Это Тот, Господи, Которого Ты поразил за беззакония людей, хотя Он — возлюбленный Твой, «к Которому благоволит душа Твоя» (Ис.42:1; Мф.12:8); Тот Самый, в Котором не обрелось лести, — и однако Он был вменен с беззаконными.

7. Человек признает себя причиной страданий Сына

Что такое Ты сделал, сладчайший Отрок, чтобы Тебя так осуждали? Что такое Ты совершил, возлюбленнейший Юноша, чтобы столь бесчеловечно поступили с Тобою? Какой грех Твой, какой проступок Твой, какая причина смерти, что подало повод к Твоему осуждению? Я, я — причина Твоего страдания, вина Твоего убиения, я — повод Твоей смерти, беззаконие Твоего мщения; я — язвы Твоего страдания, тяжесть мучения Твоего.

О, удивительное смотрение и неизглаголанное устроение таинства! Грешит нечестивый, а наказывается праведный. Что заслуживает злой, то терпит благой.

До чего, Сын Божий, снисходило смирение Твое? До чего Твоя возгорелась любовь? До чего дошла Твоя благость? До чего, до чего дошло сострадание?

Ибо я соделал неправду, а Ты наказан, я совершил беззаконие, а Ты терпишь отмщение.