«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

О, неизмеримая благость! О, невероятная любовь! Для избавления раба послал Ты Сына. Бог стал Человеком, чтобы погибший человек был избавлен от власти демона. Как милосерд, Человеколюбец, Сын Твой, Которому недовольно казалось, что Он уничижил Себя, ставши Человеком, и Который еще подъял крестные мучения, излив кровь Свою для спасения нас! Пришел Бог, пришел из любви Своей взыскать и спасти погибшее.

О, любовь! О, благость! Кто когда слышал подобное? Кто не изумится такому благоутробию милосердия? Кто не удивится? Кто не возрадуется о преизбыточествующей любви Твоей, которою Ты нас возлюбил?

Но что мы воздадим Тебе, Боже наш, за такие благодеяния Твои? Какие хвалы принесем Тебе за милосердие Твое? Хотя бы мы имели ангельский разум и силу, и тогда мы не могли бы воздать ничего достойного такой любви Твоей. Если бы все наши члены превратились в языки, то для принесения Тебе достойных хвалений мы оказались бы все-таки бессильными и ничтожными. Ибо превосходит всякий разум Твоя невероятная любовь, которую Ты показал нам, так как Сын Твой уподобился нам во всем, кроме греха.

Восприяв не ангельское, но человеческое естество и прославив его воскресением и бессмертием, Ты в Своем лице вознес его выше всех небес, выше сонмов ангелов, выше херувимов и серафимов. Тебя славят ангелы, Тебе поклоняются господства, и все силы небесные трепещут перед Богочеловеком.

В этом-то вся моя надежда и все мое упование, потому что в Самом Иисусе, Господе нашем, есть часть каждого из нас, плоть и кровь. Там, где моя часть царствует, верю, что там царствую и я, где плоть моя прославляется, там и я себя прославляемым признаю. Где кровь моя владычествует, думаю, что и я там владычествую, хотя грехи мои удерживают меня; хотя мои беззакония исключают меня, — но соединение естества не устраняет меня от спасения. Щедр и весьма милостив Господь Бог наш; и любит плоть Свою, члены Свои, утробу Свою. В Самом Боге и Господе нашем Иисусе Христе сладчайшем и милостивейшем, в Котором мы воскресли, и уже вознеслись на небо, и уже сидим вместе с небожителями, плоть наша любит нас; и мы имеем преимущество крови нашей в Нем. Мы члены Его и плоть Его, Он глава наша, от Которого все тело, как написано: «кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2:23) и «будут два одною плотью» (Мф.19:5). И: «никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф.5:29). «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5:32), говорит апостол.

16. О двух естествах в Иисусе Христе, милующем нас и ходатайствующем о нас

Я благодарю устами и сердцем и всею возможною силою за бесконечное милосердие Твое, Господи Боже наш, и за все щедроты Твои, которыми Ты нам, погибшим, чудесно благоволил послать помощь чрез Того же Сына Своего, Спасителя и Восстановителя нашего, Который умер за беззакония наши, и воскрес для оправдания нашего, и теперь живой сидит одесную Тебя, и ходатайствует за нас, и вместе с Тобою милует: потому что Он Бог от Тебя Отца, равновечен и соприсносущен Тебе во всем и может всегда спасти нас. Но потому, что Он человек, дана Ему всякая власть на небе и на земле: «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал» (Флп.2:10), что Господь наш Иисус Христос есть во славе Твоей, Боже Отче Всемогущий. Он поставлен от Тебя Судиею живых и мертвых. Ты же не судишь никого, но весь суд Свой отдал Сыну Своему, в сердце Которого «сокрыты все сокровища .премудрости и ведения» (Кол. 2:3). Он — Свидетель и Судия, Которого не избежит никакая грешная совесть, потому что пред очами Его все обнажено и открыто. Он, неправедно осужденный, будет судить вселенную в правоте и людей Своих в истине. Поэтому я благословлю имя святое Твое вовеки и прославлю от всего сердца моего, Всемогущий, Милостивый Господи, за это неизреченное и чудное соединение Божества и человечества в одном лице. Но, хотя по чудному благоволению Слово стало плотию, однако ни одно из двух естеств не изменилось в другое. К таинству Троицы не приложилось четвертое лицо: потому что существо Бога Слова и человека соединилось, а не слилось. Не иной был Бог, а иной человек, — но один и тот же Бог и человек, человек и Бог, то есть Богочеловек.

О, удивительное таинство! О, несказанное соединение! О, чудная благость! Мы даже не достойны быть рабами, и вот сделались сынами Божиими, наследниками Богу и сонаследниками Христу! Откуда нам это и кто нас привел к этому? Но, умоляю Тебя, милостивый Отче, Боже мой, этой неоцененной милостью, благостью и любовью Твоей, соделай нас достойными многих и великих обетовании Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. Повели силе Твоей и утверди то, что соделал Ты в нас; соверши, что ты начал, чтобы мы достигли до полной благодати Твоей любви. Сотвори, чтобы мы понимали Духом Святым, заслуживали и с достойным благоговением всегда почитали это великое таинство Твоей любви, которое явилось во плоти, оправдалось в духе, показано ангелам, проповедано язычникам и принято верою в мире.

17. О благодарности, которою человек обязан за искупление