«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ты один — добро, которое ни на лучшее, ни на худшее не может измениться. Ты один пребываешь, у Тебя жить и счастливо жить — не есть иное, потому что блаженство Твое — Ты Сам, но тварь Твоя, для которой иное значит жить, а иное — благополучно жить, все то, чем живет и как живет, должна приписывать только Твоей благодати.

Твоим даянием мы возжигаемся и устремляемся в высоту, возгораемся, идем, восходим, огнем Твоим благим воспламененные. Куда? В высоту идем, к покою Иерусалима. Но мы, находясь в теле, странствуем от Тебя, Господи, «не имеем, здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:14). «Наше же жительство — на небесах» (Флп.3:20). Потому я с благодатью Твоей вхожу в ложе сердца моего и пою Тебе песнь, Царь мой, Боже мой, вздыхаю неизглаголанными воздыханиями на месте странствования моего, где «уставы Твои были песнями моими» (Пс.118:54).

И, вспоминая Иерусалим, возвожу к нему чувство сердца, к Иерусалиму, отечеству моему, и к Тебе, Обладателю его, Просветителю, Отцу, Покровителю, Правителю, Пастырю, к непорочному и твердому веселию, к постоянной радости и ко всем вместе неизреченным благам. Я не возвращусь, пока Ты всего меня не соберешь от рассеяния в покой того любимого отечества, где находится первое начало моего духа, Боже мой, милость моя!

19. Различие между премудростью дома Божия и премудростью Божией

Это дом Твой, Боже, не земной и не по какому-либо небесному сложению построенный, не телесный, но духовный и причастный вечности, потому что без порока пребывает вовеки. Ты утвердил его в век века, «дал устав, который не прейдет» (Пс.148:6). Но он сотворен Тобою не без начала, потому что премудрость создана прежде всего. Но насколько различен Свет просвещающий от света просвещаемого, столько же различия между Тобою, высочайшею Премудростию творящей, и этой, сотворенной, как между правдою оправдывающею, которая есть Ты, Боже наш, и правдою, соделанною от оправдания этого, потому что и мы наречены правдою Бога Отца в Тебе, Сыне Его, Господе нашем, по свидетельству апостола.

Итак, созданная премудрость есть разумная мысль и одаренная понятием Бога, Отца нашего, свободная и вечная, пребывающая на небе, на тех небесах, которые хвалят Тебя, потому что это «небо — небо Господу» (Пс.113:24). Прежде этой созданной премудрости — Ты, Бог вечный, Творец всех, от Которого зависят ее произведения, от Которого она приняла начало, хотя без времени, потому что еще его не было. Она всегда видит лицо Твое и никуда не уклоняется от него. Потому-то она никакой переменою не изменяется. Однако и она померкла и охладела бы, если бы не прилепилась к Тебе великою любовью и не согревалась Тобою.

Такою чистою она любовью прилепляется к Тебе, Богу вечному, и в одном созерцании Твоем успокаивается.

Дом Твой есть небо небес. Мысль чистая, утверждение блаженных духов, всегда прилепляется к блаженству Твоему и преизбыточно счастлива Тобою.

Вот и душа, которая стремится к Тебе, просит одного, чтобы жить ей в доме Твоем во все дни жизни ее. И какие дни ее, если не вечность Твоя, которая не оскудеет.

Итак, здесь пусть разумеет душа, которая может, насколько Ты больше всех времен вечен, когда дом Твой, хотя и не вечен, как Ты, но непрестанно с Тобою соединяется и не подлежит никакой временной перемене, не имеет к ожиданию будущего, ни к воспоминанию прошедшего, не изменяется переменами и не ограничивается никакими временами.

20. О небесном Иерусалиме