Блаженный Августин-ОБ УПРЕКЕ И БЛАГОДАТИ-(к Валентину и с ним монахам адруметским в одной книге)-(De correptione et

3. Ведь нужно понять, что благодать Божия через Господа нашего Иисуса Христа, - [это та благодать], которой единственно освобождаются люди от зла и без которой вовсе не делают ничего доброго, мысля ли, желая, любя или действуя; ибо не только познают по ее указанию, что надлежит делать, но и благодаря ее присутствию с приятностью делают то, что знают. Этого самого вдохновения доброй воли и дел просил апостол для тех, кому говорил: Мы молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны мы быть, но чтобы вы делали доброе (2Кор 13:7). Кто услышит это и не пробудится, признав, что от Господа Бога даруется нам уклоняться от зла и творить добро? Ведь не сказал апостол: «Убеждаем, учим, побуждаем, порицаем»; но говорит: Мы молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, но чтобы вы делали доброе. И притом ведь и говорил он им и делал все то, что упомянул я: убеждал, учил, побуждал, порицал, - но он знал, что бессильно все то, что он делал, насаждая и поливая явно, если не услышит его моления о них Тот, Кто взращивает втайне. Ибо, как говорит тот же учитель язычников (Ср.: 1Тим 2:7): И тот, кто насаждает - ничто, и тот, кто поливает, но [все] - Бог взращивающий (1Кор 3:7).

Мы молимся, чтобы получить от Бога то, чего еще не имеем

4. Потому да не обманываются говорящие: «К чему возвещают и заповедуют нам уклониться от зла и творить добро, если не мы совершаем это, но желание и исполнение этого производит в нас Бог?» (Ср.: Рим 8:14). Пусть лучше уразумеют, если они чада Божий, что на них воздействует Дух Божий, дабы они сделали то, что надлежит делать; и когда сделают они это, пусть воздадут благодарность Тому, от Кого делают. Ведь они испытывают воздействие для того, чтобы сами действовали, а не для того, чтобы сами ничего не делали; и для того показывается им, что должны они делать, чтобы, когда сделают они это так, как надлежит делать, то есть с любовью и наслаждением праведностью, возрадовались, что они приняли сладость, которую дал Господь, чтобы земля их дала плод свой (Ср.: Пс.84:13). А если не делают, - или вообще [ничего] не совершая, или совершая не по любви, - то пусть молятся, чтобы получить им то, чего пока у них нет. Ибо что смогут иметь, если не получат? Или что имеют, чего бы не получили? (Ср.: 1Кор 4:7)

Глава 3. Апостолы заповедали, упрекали, молились

5. «Тогда, - говорят они, - пусть лишь заповедуют нам поставленные над нами, что надлежит нам делать, и молятся о нас, чтобы мы это сделали, но не упрекают и не порицают нас, если не делаем мы этого». Напротив, пусть все будет, ведь Учители Церквей апостолы все делали: и заповедовали, что должно совершать, и упрекали, если не совершают этого, и молились, чтобы совершали. Заповедует апостол, говоря: Все у вас да совершается с любовью (1Кор.16:14). Упрекает, говоря: И вовсе уж унизительно среди вас, что вы имеете тяжбы между собой. Для чего бы вам лучше не потерпеть лишения, для чего бы вам лучше не быть обиженными, но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев. Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? (1Кор 6:7-9). Послушаем также, как он молится: А вас, - говорит он, - Господь да исполнит и преисполнит любовью друг ко другу и ко всем (1Фес. 3:12). Заповедует, чтобы имели любовь, упрекает, поскольку не имеют любви, молится, чтобы изобиловала любовь. О человек, в заповеди познай, что должен ты иметь; в упреке познай, чего ты не имеешь по своей порочности; в молитве познай, откуда принять тебе то, что желаешь иметь.

Глава 4. Возражение: «Если воля предуготовляется от Господа, зачем упрекать кого-то?»