Блаженный Августин-ОБ УПРЕКЕ И БЛАГОДАТИ-(к Валентину и с ним монахам адруметским в одной книге)-(De correptione et

Если кто из них сбивается или уклоняется с пути, то и это Бог обращает им во благо

24. Таким любящим Его Бог во всем содействует ко благу, вплоть до того, что во всем вообще; так что даже если кто из них собьется с пути и отклонится в сторону, то и посредством этого Он дает им совершенствоваться в добре, ибо они возвращаются более смиренными и сведущими. Ведь они научаются, что, даже находясь на праведном пути, должны они радоваться с трепетом, не приписывая себе как бы из своих сил проистекающей уверенности в пребывании [в добре] и не говоря в своем изобилии: «Не подвигнемся вовек» (Ср.: Пс.29:7). Потому им и сказано: Служите Господу в страхе и радуйтесь Ему с трепетом, чтобы не прогневался вдруг Господь, и не сошли бы вы с пути праведного (Пс.2:11-12). Ведь не говорит [псалмопевец]: «И не вступите вы на путь праведный», но: И не сошли бы вы с пути праведного. Что показывает он здесь, как не обязанность убедить тех, кто уже идет по пути праведному, чтобы они служили Богу в страхе, то есть не высокомудрствовали, но боялись? (Ср.: Рим 11:20) А это значит, чтобы не гордились, а были смиренны, поэтому в другом месте [апостол] говорит: Не высоко-мудрствуя, но последуя смиренным (Рим 12:16). Пусть они радуются Богу, но с трепетом, не хвалясь ничем, ибо нет ничего нашего; а потому кто хвалится, пусть хвалится в Господе (Ср.: Иер 9:23-24; 1Кор.1:31; ср.: 2Кор.10:17). Ибо если припишут себе то, что пребывают на пути праведном, по которому начали ходить, то сойдут с этого пути. Подобными словами пользуется и апостол, когда говорит: Со страхом и трепетом совершайте свое спасение. И объясняя, почему со страхом и трепетом, говорит: Ибо Бог производит в вас и желание, и действование, по доброй воле (Флп.2:12-13). Ведь тот, кто говорит в изобилии своем: «Не подвигнусь вовеки» (Пс.29:7), не имеет подобного страха и трепета. Но поскольку он был сыном обетования, а не погибели, то когда Бог ненадолго покинул его, он понял, что есть он сам, и сказал: Господи, в воле Твоей Ты установил силу достоинству моему; Ты отвратил лицо Твое от меня, и я сделался смущенным (Пс.29:8). Вот, вразумившись и потому став более смиренным, он хранит путь, уже видя и исповедуя, что Бог положил в Своей воле силу достоинства его. А когда он приписывал это самому себе и превозносил в таковом своем изобилии себя, а не Бога, даровавшего это изобилие, - тогда говорил он: Не подвигнусь вовеки. Итак, для того он сделался смущенным, чтобы пришел в себя и, мысля смиренно, научился, в Ком должно полагать надежду, причем не только вечной жизни, но и благочестивого поведения и пребывания в жизни здешней. Этот голос мог бы принадлежать и апостолу Петру, ведь и он сказал в изобилии своем: Душу мою за тебя положу (Ин.13:37), торопливо приписывая себе то, что должно было позже быть даровано ему Господом. Но отвратил от него лицо Господь, и он сделался смущенным, так что, опасаясь за Него умереть, трижды отрекся от Него. Однако вновь обратил к нему лицо Свое Господь, и он омыл вину свою слезами. Ведь что другое значит: Увидел его (Лк 22:61), как не то, что [Господь] вновь обратил к нему лицо, которое ненадолго отвратил от него? Итак, он сделался смущенным, но, поскольку научился не полагаться на себя самого, даже и это послужило ему во благо, по действию Того, Кто любящим Его во всем содействует ко благу (Ср.: Рим 8:28). [И так произошло], поскольку был он призван по намерению [Божию], так что никто не имел силы исторгнуть его из руки Христа, Которому был он предан.

Нужно упрекать, но с любовью

25. Поэтому пусть никто не говорит, что не следует упрекать отступившего от пути праведного, но надлежит лишь молиться Господу о его возвращении и о его пребывании [в добре]; никто рассудительный и верный пусть не говорит так. Ведь если он призван по намерению [Божию], то и когда упрекают его, Бог, без всякого сомнения, обращает это ему во благо. А так ли призван он, - поскольку неизвестно это тому, кто упрекает, пусть совершает он с любовью то, о чем знает, что это надлежит делать; ведь он знает, что такового должно упрекать. А Бог явит при этом или милосердие, или правосудие; милосердие, если тот, кого упрекают, щедростью благодати извлечен из массы погибели и находится не среди сосудов гнева, готовых к погибели, а среди сосудов милосердия, уготованных Богом к славе (Ср.: Рим 9:22-23); а правосудие - если осужден он с теми, с кем не предопределен.

Глава 10. Новый вопрос: Что думаем мы о первом человеке, который также не пребыл в добре?

26. Здесь возникает другой вопрос, которым вовсе не следует пренебрегать, но надлежит с помощью Божией, в руке Которого и мы, и речи наши (Ср.: Прем.7:16), приступить к нему и его разрешить. Ибо спрашивают у нас, что думаем мы о первом человеке в отношении упомянутого дара Божия, то есть пребывания в добре до конца. Ведь он, несомненно, был сотворен без всякого порока правым. И я не стану говорить: «Если он не имел пребывания [в добре], то как мог быть без порока, ведь ему недоставало столь необходимого дара Божия?» Ибо на это возражение легко можно ответить [так]: у него не было пребывания [в добре], поскольку он не пребыл в том благе, в силу которого был без порока, ведь он начал иметь порок с того момента, как пал; и если начал, то прежде чем начать, разумеется, был без порока. Ведь не иметь порока - это одно, а не остаться в той благости, в которой нет никакого порока, - другое. Ибо тем самым, что не говорят о нем как о никогда не бывшем без порока, но как о не пребывшем без порока, без сомнения, показывают, что он был без порока, и укоряют, что в таковом благе он не пребыл [до конца]. Однако скорее нужно поднять другой вопрос и тщательно разобрать его, а именно как ответить нам тем, кто говорит: «Если бы он имел дар пребывания в той праведности, в которой был сотворен без порока, то, несомненно, и пребыл бы в ней, и если пребыл бы, то, разумеется, не согрешил бы и не отступил от этой своей праведности и от Бога. Но истина возглашает, что он согрешил и сделался отступником от добра. Значит, не обладал он [даром] пребывания в этом добре, а если не обладал, то ясно, что и не получил [этого дара]. Ведь как мог он и получить пребывание [в добре], и не пребыть? Далее, если он потому не имел [пребывания], что не получил, то разве согрешил, не пребыв, тот, кто не получил пребывания? Ведь нельзя сказать: «Потому не получил, что не был отделен от массы погибели щедростью благодати». Ибо не было этой массы погибели в человеческом роде, прежде чем согрешил тот, от кого берет начало порочное происхождение».

Бог так устроил человеческую и ангельскую жизнь, чтобы сперва стало очевидным, что может свободное решение, а затем - что может дар благодати и суд справедливости