Блаженный Августин-ОБ УПРЕКЕ И БЛАГОДАТИ-(к Валентину и с ним монахам адруметским в одной книге)-(De correptione et

С пользой сокрыто, кто именно входит в число предопределенных

40. А что эти слова обращены и к святым, которые пребудут [до конца в добре], причем обращены так, как если бы пребывание их не было точным, - то и им надлежит слушать их, поскольку полезно им не высокомудрствовать, а бояться (Ср.: Рим.11:20). Ибо кто из множества верных, пока живет он в этой смертности, может предположить, что он находится в числе предопределенных? Ведь надлежит, чтобы это было сокрыто, [пока пребываем мы] в том месте, где так следует остерегаться превозношения, что даже великий апостол был угнетаем ангелом сатаны, чтобы он не превозносился (Ср.: 2Кор.12:7). Потому и сказано апостолам: Если пребудете во Мне (Ин.15:7), хотя и говорил Тот, Кто, разумеется, знал, что они пребудут. И через пророка [сказано]: Если пожелаете и послушаете Меня (Ис.1:19), хотя и знал Сам Бог, в ком Он произведет желание (Флп.2:13). И многое говорится подобным же образом. Ибо, принимая во внимание полезность этой тайны для того, чтобы никто не стал превозноситься, но все, даже и те, кто подвизаются хорошо, страшились, поскольку сокрыто, кто достигнет [цели], - итак, принимая во внимание полезность этой тайны, надлежит признать, что некоторые из сынов погибели, не принявшие дара пребывания до конца, начинают жить в вере, действующей любовью, и некоторое время живут верно и праведно, а затем падают и удаляются из этой жизни лишь тогда, когда это с ними случится. Если бы не происходило так ни с кем из них, то люди лишь до тех пор имели бы тот спасительнейший страх, которым подавляется порок возношения, пока не достигли бы благодати Христа, благодаря которой живут они благочестиво, а затем были бы уверены, что никогда уже не отпадут от Него. Но подобное предвосхищение не полезно в этом месте искушений, где немощь столь велика, что уверенность способна произвести гордость. Потом будет также и это, однако тогда будет также и у людей то, что уже есть у ангелов, когда станет невозможной любая гордость. Итак, святые, предопределенные благодатью Божией к Царству Божию, получив пребывание до конца, все без исключения препровождаются в целости туда и соблюдаются там с высочайшей целостью, будучи бесконечно блаженными. И всегда сопутствует им милосердие их Спасителя - и когда обращаются они, и когда сражаются, и когда увенчиваются.

Предопределенным также необходимо милосердие Божие

41. А о том, что и тогда необходимо им милосердие Божие, свидетельствует Священное Писание, когда святой [Давид] говорит душе своей о Господе Боге: Он венчает тебя милостью и милосердием (Пс.102:4). Также и апостол Иаков говорит: Суд без милосердия тому, кто не сотворил милосердия (Иак.2:13). Этими словами он показывает, что даже на том Суде, на котором праведные увенчиваются, а неправедные осуждаются, одни будут судимы с милосердием, а другие - без милосердия. Поэтому и мать Маккавеев говорит своему сыну: чтобы в той милости я приняла тебя вместе с братьями (2 Мак.7:29). Ибо когда праведный царь, - как написано,- сядет на троне, не будет противиться ему никакое зло. Кто похвалится, что имеет чистое сердце? Или кто похвалится, что он чист от греха? (Притч 20:8-9). Поэтому и там необходимо милосердие Божие, благодаря которому будет блажен тот, кому не вменит Господь греха (Пс.31:2). Но тогда, на праведном Суде, само милосердие будет воздаваться как награда за заслуги добрых дел. Ибо когда говорится: Суд без милосердия тому, кто не сотворил милосердия, то этим обнаруживается, что для тех, в ком найдутся добрые дела милосердия, суд совершается с милосердием, а потому даже само милосердие воздается как награда за заслуги добрых дел. Ныне же не так, ибо хотя не только никакого добра [не предшествовало], но, напротив, предшествовало множество злых дел, милосердие Божие предваряет человека, чтобы избавить его от зла: и того зла, которое сотворил он, и того, которое сотворил бы, если бы не был направляем благодатью Божией, и того, которое претерпевал бы вечно, если бы не был исторгнут из власти тьмы и перенесен в Царство любви Сына Божия (Ср.: Кол.1:13). Однако поскольку и сама вечная жизнь, которая, несомненно, должна воздаваться за добрые дела, столь великим апостолом именуется благодатью Божией (Рим.6:23), хотя благодать не за дела воздается, а подается даром, то без всякого сомнения следует признать, что жизнь вечная называется благодатью потому, что воздается она за те заслуги, которые благодать предоставляет человеку. Именно так будет правильно понимать то, что читается в Евангелии: Благодать на благодать (Ср.: Ин.1:16), что значит, [благодать воздается] за те заслуги, которые предоставила благодать.

Те, кто не входят в число предопределенных, оставляют добро и бывают сами оставлены Богом

42. Итак, весь этот сонм предопределенных благодать Божия ведет в Царство [Божие], при том что они или не имеют еще никакого свободного решения своей воли, или же [действуют] с решением воли, потому воистину свободным, что освобождено оно самой этой благодатью. А те, кто не относятся к этому точнейшему и блаженнейшему числу предопределенных, вполне справедливо осуждаются по [своим] заслугам. Ведь они или подпадают под грех, который по происхождению несут с рождения, и с этим наследственным долгом, не оставленным посредством возрождения, отходят отсюда, или же посредством свободного решения добавляют сверх этого еще грехи. Решения, говорю я, свободного, но не освобожденного, свободного от праведности, но порабощенного греху, из-за которого увлекаются они различными преступными желаниями, одни большими, другие меньшими, но все злыми, и из-за этого различия подобает быть им осужденными на различные наказания. Или же воспринимают они благодать Божию, но на время, и не пребывают в ней, но оставляют ее и сами бывают оставлены. Ибо они, не принявшие дара пребывания, из-за своего свободного решения подвержены тайному и справедливому суду Божию.

Глава 14. Пусть люди терпят, когда их упрекают, а упрекающие пусть действуют с любовью