Свт. Афанасий Великий-НА АРИАН СЛОВО ВТОРОЕ-1) Думал я, что защитники арианства удовольствуются теми против них обличениями

Поэтому не безумствуйте более, утверждая, что Слово Божие есть произведение. Ибо Слово есть единородный по естеству Сын. И Сын тогда стал иметь братий, когда облекся в подобную нашей плоть; и принося ее Сам в лице Своем, наименован Первосвященником и соделался милостивым и верным; милостивым, потому что, принесши Себя за нас, помиловал нас, верным же не потому, что подобно нам стал причастником веры и уверовал в кого-либо, но потому что мы обязаны веровать всему, чт? Он говорит и делает, и потому, что 272 приносит Он жертву верную, всегда пребывающую и непрестающую. Жертвы, приносимые по Закону, не имели в себе верного как преходившие с каждым днем и снова имевшие нужду в очищении, а жертва, принесенная Спасителем единожды, всё совершила и навсегда пребывает верною. Аарон имел преемников, и вообще, подзаконное священство переменяло прежних священников по времени и по смерти. Господь же, имея непреступное (Евр 7:24) и непреемственное первосвященство, верен стал первосвященник, всегда пребывая и соделавшись верным по обетованию, потому что внемлет ириходящим к Нему и не вводит их в обман. И это можно видеть также из послания великого Петра, который говорит: темже и страждущии по воле Божией, яко верну Зиждителю да предадят души своя (1 Пет 4:19). Ибо верен не тот, кто пременяется, но тот, кто всегда пребывает и воздает, что обетовал.

10) У язычников так называемые ими лжеименные боги неверны в отношениии и к бытию, и к обетованиям, потому что они неповсюдны, но, и местно будучи чтимы, со временем исчезают и сами собою падают. Потому и Слово взывает о них, что верность не укрепилась в них (Иер 9:3), что они — вода лживая (15:18), и: несть веры в них (Втор 32:12). В подлинном же смысле единый и истинный Бог всяческих верен, Он всегда один и Тот же и вещает: видите, видите, яко Аз есмь (ст. 39) и не изменяюся (Мал 3:6). Потому и Сын Его верен, всегда пребывает, 273 не изменяется, не лжив и по бытию, и в обетованиях, как опять говорит апостол, пиша к Фессалоникийцам: верен Призвавый вас, Иже и сотворит (1 Сол 5:24). Поелику творит то, что обетовал, то верен Глаголющий. А что речение это в послании к Евреям означает и неизменяемость, об этом пишет так: аще не веруем, Он верен пребывает, отрещися бо Себе не может (2 Тим 2:13). Следовательно, апостол, ведя речь о телесном пришествии Слова, справедливо говорит: Посланника и верна суща Сотворшему Его, показывая, что и соделавшись человеком, Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки не изменяется (Евр 13:8).

И как апостол в послании по причине первосвященства упоминает о вочеловечении Слова, так опять не умалчивает надолго, но вскоре упоминает и о Божестве Его, чтобы обезопасить нас со всех сторон, особливо когда говорит об уничижении, и чтобы нам тотчас познать высоту и Отчее величие Слова. Посему говорит: Моисей — слуга, Христос — Сын (Евр 3:5–6); первый верен в дому, а Христос есть Господь и Зиждитель самого дома, потому что Сам устроил его и как Бог святит его. Моисей, человек по естеству, соделался: верным, веруя Богу, глаголющему к нему чрез Слово, Слово же было в теле не как единый из созданных, не как тварь в твари, но как Бог во плоти, Творец и Строитель в устроенном Им. Люди облекаются плотию, чтобы придти в бытие и существовать. Божие же Слово соделалось человеком, чтобы освятить плоть и, будучи Господом, было в образе раба, потому что всякая тварь, будучи приведена в бытие и сотворена Словом, рабственна Слову. А из этого явствует, что сказанное апостолом сотвори 274 представляет творимым не Слово, но приятое Словом нашему подобное тело. Посему, соделавшись человеком, наименовалось Оно и нашим братом.

11) Если же доказано, что когда и употребляет кто о Самом Слове речение сотворил, употребляет его вместо речения родил, то какой еще вымысел могут изобрести к перетолкованию сего, когда слово наше, дав этому речению смысл во всех отношениях чистый, показало, что Сын — не произведение, но по Сущности Отчее рождение, домостроительственно же по благоволению Отца ради нас сотворен и соделался человеком, почему и говорится у апостола: верна суща Сотворшему Его, и в Притчах: созда Мя. Как скоро исповедуем, что Сын соделался человеком, можно, по замеченному выше, без различия сказать о Нем, что Он соделался, или сотворен, или создан, или образован, или есть раб, или сын рабыни, или сын человеческий, или поставлен, или отошел, или есть жених, или братанич, или брат, потому что все эти речения свойственны человеческому состоянию, и подобные этим выражения означают не сущность Слова, но что Слово соделалось человеком.

Такой смысл имеет и приводимое также еретиками изречение из Деяний, когда Петр говорит: яко Господа и Христа сотворил есть сего Иисуса, Егоже вы распясте (2:36). Не написано здесь: сотворил Себе Сына или сотворил Себе Слово, почему еретики могли бы вообразить нечто подобное. А поэтому, если не забыли они, что рассуждают о Сыне Божием, то пусть отыщут, написано ли где: Бог сотворил Себе Сына или создал Себе Слово? Или еще: написано ли где явно, что Сын Божий есть произведение или тварь? И тогда пусть укажут это, чтобы и в этом случае обличены 275 были они, неразумные. Если не находят ничего подобнаго, берут же только те места, где написано: сотворил или сотворен, то боюсь, что в скором времени, слыша: в начале сотвори Бог небо и землю (Быт 1:1), сотворил солнце и луну, сотворил море, скажут, что и небо есть Слово, что и свет, сотворенный в первый день, есть Слово же, что и земля, и каждая из сотворенных вещей также есть Слово, и в этом уподобятся, наконец, так называемым стоикам, потому что стоики Самого Бога распростирают на всё, а еретики Божие Слово ставят наряду с каждой из тварей; подобное они и говорили уже прежде, утверждая, что Слово есть одна из тварей.

12) Но пусть снова услышат то же, и во-первых, пусть знают, что Слово (о чем говорено было и прежде) есть Сын, а не произведение и что подобных речений не должно принимать о Божестве Слова; надлежит же входить в исследование, почему и в каком смысле написано это, и тогда, без сомнения, для ищущих откроется человеческое домостроительство, ради нас принятое на Себя Словом. Ибо и Петр, сказав: Господа и Христа Его сотворил есть, тотчас присовокупил: сего Иисуса, Егоже вы распясте. И всем стало явно (да будет же явно и еретикам, если соблюдут последовательность речи!), что апостол сказал не о сущности Слова, но по человечеству наименовал Его сотворенным. Ибо что распято? Не тело ли? Да и чем было апостолу обозначить телесное естество Слова, как не речением сотворил есть? Притом же, сказанное здесь сотворил есть имеет правый смысл. Ибо, по замеченному выше, не сказал апостол: сотворил Его — Слово, но Господа сотворил Его, и не просто сотворил, но сотворил у вас и среди вас, а это то же значит, что сделал известным. И это 276 Иисуса Назорея, мужа от Бога извествованна в вас силами и чудесы и знамении, яже сотвори Тем Бог посреди вас, якоже сами весте (Деян 2:22). Итак, выраженное в конце речением сотворил в начале выразил апостол словами: сделал известным; потому что знамениями и чудесами, какие сотворил Господь, извествовано, что Христос не просто человек, но Бог во плоти и Сам Господь. Подобно сему сказанное в Евангелии у Иоанна: сего ради паче гоняху Его иудее: яко не токмо разоряше субботу, но и Отца Своего глаголаше Бога, равенся творя Богу (5:16, 18). Ибо тогда Господь не представлял только Себя Богом (Он вовсе не есть притворяющий Себя Богом), но доказывал о Себе делами, говоря: аще Мне не веруете, делом Моим веруйте: да разумеете, яко Аз во Отце, и Отец во Мне (10:38). Так, Отец и Господа и Царя сотворил есть Его среди нас и у нас, которые прежде были непокорны Ему. И явно, что извествуемый теперь Господом и Царем, не Царем и Господом начинает при этом быть, а начинает только показывать Свое господство и распростирать его и на

13) Посему если еретики думают, что Спаситель не был Господом и Царем, пока не соделался человеком и не претерпел крест, но с сего только времени начал быть Господом, то пусть знают, что они явно повторяют слова Самосатского. Если же, как изъясняли и говорили мы выше, Он вечный Господь и Царь, потому что Авраам поклоняется Ему как Господу своему, и Моисей говорит: и Господь одожди на Содом и Гоморр жупел, и огнь от Господа с небесе (Быт 19:24), и непокорявшихся. сам Петр приметным образом дал уразуметь в начале первой сей проповеди, когда сказал: мужие израилстии, послушайте словес сих: 277 Давид воспевает: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене (Пс 109:1), и: престол Твой Боже в век века: жезл правости жезл царствия Твоего (44:7), и: царство Твое царство всех веков (144:13), то явно, что прежде нежели соделался человеком, был Он вечным Царем и Господом как Отчий Образ и Отчее Слово. А поелику Слово есть вечный Господь и Царь, то явствует еще, что не о сущности Сына сказал Петр: сотворил есть, но о господстве Его над нами, принятом Им на Себя, когда соделался человеком и, всех избавив крестом, стал Господом и Царем всех.

Если же по причине написанного сотворил есть еретики упорствуют и по недоразумению или по христоборному своему произволению не хотят признать равнозначными речения сотворил и сделал известным, то пусть слышат, что слова Петровы и в этом случае имеют правый смысл. Кто делается над кем-либо господом, тот под владычество свое приобретает уже существующих. Если же Господь есть Зиждитель и вечный всех Царь, когда же соделался человеком, тогда приобрел и нас, то и из сего явствует, что сказуемое Петром и в этом случае означает не то, будто бы сущность Слова есть произведение, но указывает на совершившееся впоследствии подчинение всех Спасителю и на Его над всеми господство. И это подобно изъясненному выше. Как там предложили мы изречения: буди ми в Бога защитителя (Пс 30:3), и: бысть Господь прибежище убогому (9:10), и слово показало, что изречения эти означают не то, будто бы Сам Бог приходит в бытие, но указывают на совершаемое Им каждому благодеяние, так и Петрово изречение имеет тот же смысл. 278

14) Сам Божий Сын как Слово есть Господь вселенной, мы же, прежде нежели получили бытие, изначала подлежали рабству тления и клятве законной, потом, сами себе постепенно измыслив не сущее, как говорит блаженный апостол, стали служить не по естеству сущим богам (Гал 4:8), не признавали Бога истинного, и не сущее предпочитали истине, но напоследок, подобно тому, как древле восстенал народ, обременяемый в Египте, и мы, имея в себе насажденный закон, с неизглаголанными воздыханиями духа начали просить и говорить: Господи Боже наш, стяжи ны (Ис 26:13), и Он стал нам как бы в дом прибежища и Бога защитителя, а таким образом соделался нашим Господом. Не Он возымел при сем начало бытия, но мы начали иметь Его Господом своим. Бог как благий и как Отец Господа, всех помиловав и соблаговолив, чтобы все познали Его, творит, наконец, что Сын Его облекается в тело человеческое, соделывается человеком и наименован Иисусом, чтобы в теле сем, принесши Себя за всех, освободить Ему всех от богонеразумия и тления и Самому соделаться Господом и Царем всех. И об этом-то, а именно, что так соделался Он Господом и Царем, Петр сказал: Господа и Христа Его сотворил и послал есть, а это значит то же, что Отец сотворил Его человеком, потому что человеку свойственно быть сотворенным. Не просто же сотворил человеком, но сотворил, чтобы господствовать Ему над всеми и всех освятить помазанием. Ибо, хотя сущее во образе Божием Слово приняло на Себя рабский зрак, однако же восприятие плоти не поработило Слова, которое по естеству есть Господь. Напротив того, совершено Словом освобождение всего человечества, и Само Слово по естеству Господь, соделавшись и человеком, 279 чрез сам рабий зрак соделывается Господом всех и Христом, именно же, для освящения всех Духом. И как Бог, соделываясь и Богом защитителем и говоря: буду им Богом, не тогда наипаче соделывается и не тогда только начинает быть Богом, но чем всегда Он есть, тем как скоро угодно Ему бывает и для имеющих в том нужду, так и Христос, по естеству вечный Господь и Царь, не тогда, как посылается, наипаче соделывается Господом, и не в это время начинает быть Господом и Царем, но чем всегда Он есть, тем творится тогда и по плоти и, всех избавив, таким образом, делается Господом живых и мертвых. Ибо Ему, наконец, служебно все, и это-то самое воспевает Давид: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (Пс 109:1). Искуплению прилично было совершиться не чрез другого кого, но чрез Того, Кто Господь по естеству, чтобы нам, сотворенным чрез Сына, не именовать Господом иного и не впасть в арианское и языческое неразумие, послужив твари паче создавшего всяческая Бога.

15) Таков смысл этого изречения по немощному моему разумению. У Петра была истинная и добрая причина говорить так иудеям. Ибо иудеи, уклонившись от истины, хотя ожидают пришествия Христова, но не думают, что Христос претерпит страдание, и говорят, чего сами не понимают: «Мы знаем, что когда придет Христос, пребудет во веки: како Ты глаголеши, вознестися Ему подобает?» (Ин 12:34.) Сверх того, предполагают, что Христос не Слово пришедшее во плоти, но простой человек, каковы были все Цари. Посему-то Господь, вразумляя Клеопу и бывшего с ним, научал их, что Христу сперва подобаше пострадати (Лк 24:26), 280 а прочих иудеев вразумляя, что Пришедший есть Бог, говорит им: аще оных рече богов, к нимже слово Божие бысть, и не может разоритися Писание: Егоже Отец святи и посла в мир, вы глаголете, яко хулу глаголеши, зане рех Сын Божий есмь (Ин 10:35–36).

16) Посему Петр, научившись этому у Спасителя, и в том и другом 15 наводя иудеев на истинное разумение, говорит: «Божественные Писания возвещают вам, иудеи, что грядет Христос. И хотя вы почитаете Его простым человеком, как единого из потомков Давидовых, однако же написанное о Нем дает разуметь, что Он не таков, как вы утверждаете. Напротив же того, Писания возвещают, что Он — Господь и Бог, бессмертен и Податель жизни. Ибо Моисей сказал: узрите живот ваш висящ пред очима вашими (Втор 28:66), а Давид в 109-м псалме говорит: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (ст. 1), и в 15-м псалме: не оставиши душу Мою во аде, ниже даси Преподобному Твоему видети истления (ст. 10). А что таковые изречения относятся не к Давиду, об этом сам он свидетельствует, называя грядущего Господом своим. Да и сами вы видите, что Давид умер и останки его у вас. Но что Христу д?лжно быть таким, как изображают Его Писания, в этом, без сомнения, согласитесь и вы. Богом изречены словеса сии, и в них не может быть лжи. Поэтому если можете сказать, что Предсказанный пришел еще прежде, и можете доказать знамениями и чудесами, какие совершены сим пришедшим, что Он Бог, то вправе вы спорить с нами. А если не можете доказать, что Он уже пришел, что до 281 15 Что Христу надлежало пострадать и что Он — во плоти пришедший Бог. ныне еще ожидаете Его, то осведомьтесь у Даниила о времени, потому что сказанное Даниилом относится к настоящему времени. Если же настоящее время есть то самое, которое предвозвещено издревле, и видели вы то, что совершилось у нас ныне, то познайте, что сей Иисус, Егоже вы распясте, есть ожидаемый Христос, потому что Давид и все пророки умерли, и гробы всех их у вас. Совершившееся же ныне Воскресение показало, что написанное относится к сему Иисусу. Ибо на распятие указывают слова: узрите живот ваш висящ; в пронзении копием ребра исполнилось сказанное: яко овча на заколение ведеся (Ис 53:7). А что Он не только воскрес, но и древних мертвецов воздвиг из гробов (как весьма многие из вас видели это сами), то и это предсказано в словах: не оставиши душу Мою во аде, и: пожре смерть возмогши, и паки отъят Бог (25:8). И то, что Им совершены таковые бывшие у нас знамения, показывает, что Пришедший во плоти есть Бог, что Он есть Жизнь и Господь смерти. Ибо Христу, Который дает жизнь другим, подобало Самому не быти держиму от смерти. Но этого не могло быть, если бы, как думаете вы, Христос был простой человек. Напротив того, Он есть Божий Сын, потому что все люди подлежат смерти. Поэтому никто уже да не сомневается, но твердо да разумеет весь дом Израилев (Деян 2:36), что сей Иисус, Которого видели вы во образе человека творящим знамения и такие дела, каких никто никогда не творил, есть Христос и Господь всяческих. Соделавшись человеком и наречен будучи Иисусом, как говорили мы выше, не умален Он человеческими немощами, но в том самом, что соделан человеком, наипаче являет Себя Господом живых и мертвых. Понеже бо, как 282 сказал апостол, в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих (1 Кор 1:21). Поелику мы, люди, не захотели познать Бога чрез Слово Его и послужить Божию Слову — Владыке нашему по естеству, то благоизволил Бог явить в человеке господство Свое и всех привлечь к Себе. Неприлично же было совершить это через простого человека, чтобы, имея господом человека, не стали мы человекопоклонниками. Посему-то Само Слово плоть бысть, и наречено Ему имя Иисус, и таким образом Господа и Христа Его Отец сотворил есть; а это значит: сотворил, чтобы Он господствовал и царствовал, да о имени Иисуса, Егоже вы распясте, как всякое колено поклонится, так и мы признаём Самого Сына и Господом и Царем, а чрез Него познаём и Отца».

17) Многие из иудеев, слыша это, пришли в себя и признали, наконец, Христа, как и написано в Деяниях. Но поелику ариане решаются оставаться иудеями и препираться с Петром, то и им предложим таковые же речения. Может быть, хоть этим вразумятся, узнав, что такие выражения обыкновенно употребляются в Божественном Писании. Что Христос есть вечный Господь и Царь, это явным стало из сказанного пред сим, и никто не сомневается в этом, потому что как Божий Сын подобен Он Богу, а как подобный Богу, без сомнения, Он и Господь и Царь. Ибо Сам говорит: видевый Мене, виде Отца (Ин 14:9). А что и это самое сказанное Петром: Господа и Христа Его сотворил есмь, не значит, будто бы Сын есть произведение, можно видеть из благословения Исаакова, хотя изображение это и слабо в сравнении с тем, о чем у нас речь. Итак, Исаак сказал Иакову: буди господин брату твоему (Быт 27:29), 283 а Исаву: вот, господина его сотворих. тебе (ст. 37). Если бы речение сотворих означало сущность и начало бытия Иаковлева, то и в этом случае арианам не надлежало бы даже помыслить что-либо подобное о Божием Слове, потому что Сын Божий не тварь, подобно Иакову; по крайней мере, научившись сколько-нибудь у других, могли бы они не предаваться более своему безумию. Если же Исааковы слова относят не к сущности и не к началу бытия, тогда как Иаков по природе есть тварь и произведение, то не превосходят ли в неистовстве самого диавола, когда то самое, чего на основании подобных речений не смеют приписать и созданным по естеству, прилагают к Божию Сыну, говоря: Он есть произведение? Исаак сказал: буди и сотворих, означая этим не начало Иаковлева бытия и не сущность Иаковлеву, потому что сказал это, когда прошло более тридцати лет от рождения Иаковлева; разумел же власть, какую Иаков возымел над братом впоследствии.

18) Тем паче Петр выразился так, не обозначая этим, что сущность Слова есть произведение, потому что уже исповедал Его Сыном Божиим: Ты еси Христос, Сын Бога живаго (Мф 16:16), но разумел и над нами по благодати сотворенное и сбывшееся царство и господство Христово. Ибо, говоря это, не умолчал о вечном и Отческом Божестве Сына Божия, напротив же того, еще прежде сказал, что излиялся на нас Дух, а подавать Дух со властью — не дело твари и произведения, но Божий есть дар, потому что твари освящаются Духом Святым; Сын же, не Духом освящаемый, но паче Сам подающий всем Духа, показывает тем о Себе, что Он не тварь, но истинный Отчий Сын. А поелику о Нем же, подающем Дух говорится, что Он сотворен, то значит, что 284 сотворен у нас Господом по человечеству, подает же Дух, потому что Он есть Божие Слово. Ибо всегда и был, и есть как Сыном, так и Господом и Всецарем всех, во всем уподобляясь Отцу и имея все то, что имеет Отец, как сказал это Сам (Ин 16:15).

Рассмотрим, наконец, и сказанное в Притчах: Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя (8:22); хотя доказанным уже о Слове, что Оно — нё произведение, всего более доказывается, что Оно — и не тварь, потому что речения произведение и тварь — тождезначущи; почему и доказательство, что Слово — не произведение служит также доказательством, что Оно — и не тварь. И иной подивится, что еретики вымышляют себе предлоги к нечестию и не приходят в стыд после каждаго и сделанного им обличения. Сперва умыслили они обольщать людей простых, спрашивая их: не сущего ли из не сущего или сущего сотворил Сущий? И имел ли ты сына, пока не родил его? Поелику же оказалось это непрочным, изобрели новый вопрос: одно ли Несозданное или их два? Потом обличенные и в этом присовокупили тотчас: свободен ли Сын и изменяемого ли Он естества? Но когда и это отвергнуто, придумали еще сказать: толико лучший быв Ангелов. Поелику же истина обличила и это, то теперь уже, сводя вместе все сие, думают утвердить ересь свою речениями: произведение и тварь. Ибо снова указывают на это и не отступаются от своего зломыслия, различно изменяя и извращая одно и то же, чтобы обольстить им кого-нибудь хоть этим разнообразием. Правда, что сказанное доселе всего более показывает, сколь напрасен и этот их умысел, однако же, поелику повсюду повторяют они изречение, взятое из Притчей, и многим не знающим 285 христианской веры кажется, будто бы слова их не без значительности, то необходимо особо исследовать речение созда, как рассмотрели изречение: верна суща Сотворшему Его, и тем показать, что как во всем, так и в этом нет у них в основании ничего, кроме одной мечты.